Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.
Давайте посмотрим как это выглядит …-
Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски- кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.
В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.
 -
Резьба по камню-один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.
Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит «Бай юй», который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.
В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае.
 -
Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.
Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.
С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.
Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.
В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.
В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.
Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое.
Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.
Еще одна область применения резьбы по дереву – это маски для народных театральных представлений. Такие маски, вырезанные из дерева, были особенно популярны на юго-западе Китая. Они изображают различных богов, персонажей народных сказаний и сказочных существ, таких как дракон, тигр и др.
Наиболее искусные резчики по дереву использовали в своих работах ствол и корень бамбука. Как вид искусства, резьба по бамбуку и его корню стала известна в 15-м веке, при династии Мин. Именно в те времена мастерство резьбы по бамбуку достигло очень высокого уровня. В последние несколько столетий этот вид народного искусства продолжает развиваться. В Китае известно немало мастеров высокого класса в этом ремесле. Самыми распространенными изделиями из бамбука являются стаканы для кистей и ручек, на которых вырезаны различные рисунки.
Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань. В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.
источники
http://www.china-voyage.com/2011/01/rezba-v-kitae/
http://www.bambooclub.ru/countries/china/articles/document32768.htm
Давайте я вам расскажу еще о некоторых видах удивительного творчества: посмотрите на
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |