Это —- вполне себе официальный, одобренный городскими властями Голой Пристани (Херсонская область, Украина) памятник запорожским казакам.
 -
Чтобы украсть что-то незаметно —- лучше всего делать это на глазах у всех.
Вот так уже довольно давно и успешно у России воруют огромный пласт ее истории, который теперь к тому же вовсю против нее пытаются использовать.
Одним из самых известных символов Евромайдана стал «-казак Гаврилюк»- —- выходец из Черновецкой глубинки, прославившийся благодаря аматорскому видео, на котором раздетый Гаврилюк стоит рядом с несколькими бойцами внутренних войск на Грушевского, один из которых дает ему подзатыльник, после чего «-активист»- отправляется в машину. Это видео вызвало бурю возмущения, как среди майдановцев, так и на Западе. Произошедшее с Гаврилюком , которого достаточно быстро отпустили, назвали ужасными пытками. Угодил в СИЗО, а потом получил хоть и условный, но срок контрактник внутренних войск, давший ему подзатыльник, у которого есть маленький ребенок и беременная жена. Никто не хотел слышать голоса силовиков, рассказывавших о том, что одежда Гаврилюка была пропитана смесью для коктейлей Молотова, а сам он попал в руки вэвэшников после того, как поджег и ранил ледорубом несколько милиционеров. Никого это не волнует. Гаврилюк теперь —- национальный герой Майдана и вроде бы даже командир нового карательного батальона, действующего на Юго-востоке.
Личность Гаврилюка —- тема отдельного разговора. А мы продолжим рассматривать кусок истории…-
 -
Меня заинтересовало другое. А именно —- его казацкий статус. Гаврилюк родился и всю жизнь провел на Буковине —- области впервые оказавшейся в составе Украины благодаря усилиям Иосифа Сталина в 1940 году. Тогда же ее жители узнали, что они, оказывается, украинцы…- После ослабления связей этого региона с Древнерусским государством, Буковина находилась в составе Золотой Орды, Венгрии, Молдавии, Австрии и Румынии. Никакого казачества на этих землях никогда не было и быть не могло! Но в последние десятилетия в общественном сознании уверенно укореняется миф об органичной связи «-украинства»- и «-казачества»-. Причем такой крепкий, что даже украинцы в первом-втором поколении (как я уже говорил, бабушки-дедушки буковинца Гаврилюка, скорее всего даже не догадывались о том, что они украинцы) присваивают себе право быть казаками.
Настоящих казаков это, по меньшей мере, шокирует…-
Казачество вообще превратилось в спасительную палочку для украинских националистов и национал-фашистов. Как едва ли не единственный способ найти самостоятельные истоки у «-украинской нации»- и «-украинского государства»- до ХХ века. Казачество, как феномен, вообще выдается за этап становления «-украинской государственности»- в учебниках истории Украины. Но, если разобраться в этом вопросе серьезно, то мы натыкаемся на наглую ложь и банальное воровство.
Давайте попробуем перечислить известные в истории казачества. Ну, Запорожское. Ну, допустим, недолго просуществовавшее Бугское. А дальше? Донское. Кубанское. Терское. Уральское. Амурское. Уссурийское. Волжское. Сибирское. Существовала Якутское городовая казачья часть и Камчасткая городовая казачья конная команда! Список можно продолжать еще. Но общее представление о географическом аспекте казачьего феномена мы и так получили. В составе территорий, на которых жили и действовали казаки, земли современной Украины не занимали и пяти процентов! Абсолютное большинство казачеств представляют собой явления именно русские!
Но откуда тогда такая символическая привязка к Украине? Имело ли Запорожское казачество какое-то основополагающее значение при появлении казачьего феномена? И какое отношение оно имело именно к Украине?
Давайте разберемся в истории вопроса. Историки не могут сделать однозначного вывода о происхождении казачества, как такового. Но практические все исследователи согласны с тем, что это явление уходит корнями либо во времена Древнерусского государства, либо —- в еще более давние. Одни видят в них потомков хазар, смешавшихся с русичами, и осевшими на Северном Кавказе и Дону после разгрома Хазарии. Другие —- наследников черных клобуков. Третьи —- потомков «-славянизированных»- ираноязычных кочевников —- скифов и сарматов (об этом свидетельствуют в том числе и лингвистические данные). Четвертые видят в них «-внуков»- древнерусских дружинников-пограничников, оставшихся жить на южном порубежье даже после распада государства…-
А что говорят нам достоверные источники? В летописях киеворусского периода прямых указаний на казаков нет, хотя есть немало косвенных.
В 1303 году слова «-казак»- в значении «-страж»- появляется в словаре половецкого языка.
1308-ым годом датируется текст из Сугдеи (Крым): «-В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками»-.
В Псковских летописях от 1406 года упоминаются прозвища и фамилии —- производные от слова «-казак»-.
С первой половины XV века казаки уже регулярно упоминаются в различных летописях. Возникают упоминания о «-рязанских казаках»-, оказавших помощь рязанцам и московитам против татар.
При всем желании —- нет никакой привязки ни к Украине, которой еще и в проекте не было, ни даже к территории, сегодня входящей в ее состав…-
Запорожское казачество по самым смелым прикидкам стало формироваться в конце XV —- начале XVІ века.
Начало активной деятельности запорожцев относится ориентировочно к середине XVІ века.
А с конца XVІ века они начинают принимать активное участие в национально-освободительной (а, скорее, религиозно-освободительной) войне православного славянского населения Поднепровья против католической Речи Посполитой.
И тут начинается самое любопытное —- и самое неудобное для современных украинофилов-евроинтеграторов. В XVІ веке в результате Брестской и Люблинской уний большая часть территории современной Украины была объявлена польской, а Православная церковь на этой территории переподчинялась Папе Римскому, становясь «-униатской»- —- частью католической. Простому населению —- «-гречкосеям»- —- жилось при «-евроинтеграторах»- несладко. От пыток, казней и насильственной католизации оно бежало к казакам, которые считали себя принципиально другим сословием, но беглецов принимали. Благодаря общей вере. А также —- благодаря тому, что считали их…- такими же русскими (руськими), как и они сами!
За 70 —- 80 лет поляки достали местных православных так, что на Сечи и Поднепровье началось глобальное восстание под руководством Богдана Хмельницкого.
После года успешных боев, в начале 1649 года Хмельницкий заявил полякам буквально следующее (
»- я маленький, незаметный человек, но Богом дано мне, и отныне я единовладец самодержец руський … Я освобожу из польской неволи весь руський народ, если я воевал раньше за себя, то от ныне я воюю за нашу веру православную… … Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли «-.
Вот так вот! Ни много ни мало! Гетман Хмельницкий —- считал себя русским! Впрочем, как, судя по всему, и всех остальных казаков. И земли современной Украины —- тоже называл русскими…- В учебниках истории Украины об этом сегодня не вспоминают…-
Более того, еще с 1648 года Хмельницкий от имени запорожцев писал письма российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять их «-под свою руку»-. В 1653 году по этим прошениям был дан «-позитивный ответ»-. И в 1654 году Войско Запорожское (вместе с «-землей руськой»-) по результатам Переяславской Рады ушло под руку российского царя.
Одним из самых гениальных творений о борьбе казаков против польского гнета является «-Тарас Бульба»- Николая Васильевича Гоголя, гениального российского писателя, родившегося в Полтавской губернии —- и происходившем из старого казацкого рода гетмана Остапа Гоголя.
Напоминать сюжет повести, думаю, не нужно. Так вот. В ней ни разу (!) не упоминается слово «-украинец»-, как, впрочем, и «-Украина»-. Используется написание —- «-Украйна»- (разница красноречивая). Зато территорию современной Украины казаки в ней неоднократно называют именно «-Русской землей»-. Есть вообще замечательная фраза:
»- …-как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне»-. (
А еще:
»- Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь !»-
«-Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! «-
Тарас Бульба, самый яркий литературный символ Запорожского казачества, искренне считал себя русским!
Но этого никто упорно не хочет видеть и замечать…-
Сегодня, под предлогом «-украинства»- казачества горячие головы из «-Правого сектора»- и других подобных организаций заявляют претензии на Дон и Кубань. Мол, раз казаки, —- то значит украинцы.
Но как отреагировали бы на такие претензии сами местные казаки? Открываем теперь Шолохова (
»- Сидел он на лошади присущей неказакам неловкой посадкой, болтал на рыси рваными локтями и, провожаемый назойливыми криками игравших на проулке казачат, ехал шибкой рысью.
- Хохол-мазница!
- Хохол!.. Хохол!..
- Упадешь!..
- Кобель на плетне!.. —- вслед ему кричали ребятишки «-.
Каково единение??? Сразу чувствуется украинский дух…-
Или вот это:
«-Оттого ездили на станцию по нескольку подвод вместе и тогда уж, встречаясь в степи, не боялись вступить в перебранку.
- Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?
Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо всякой причины, просто потому, что «-хохол»-- а раз «-хохол»- —- надо бить»-.
Разница, конечно, скорее, не национальная —- а сословная. Относились так к «-не казакам»-, пришлым с Запада крестьянам, но сам факт —- очень характерный.
Казачество, большое казачество, в том числе и запорожское —- нравится это кому-то или нет —- явление русское. И к проповедуемому ныне в Киеве и Львове «-евроукраинству»- не имеет ни малейшего отношения. И рядиться в казаки майдановцу Гаврилюку с Буковины —- то же самое, что рядиться в пираты или ковбои. Последнее, кстати, с учетом проповедуемых ценностей и происхождения спонсорской помощи —- было бы куда уместнее.
Наша история —- это часть нас. Причем —- едва ли ни самая важная. Разрешая воровать ее —- мы вкладываем неприятелю в руки оружие против себя самих. А, говоря правду, —- побеждаем.
 -
 -
И еще немного экскурсов в историю: вот например
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |