Идея оснастить 57-мм противотанковую пушку Ч-26 небольшим и достаточно мощным мотором, чтобы она могла самостоятельно менять позицию, появилась у инженеров К.В. Беляевского и С.Ф. Комиссарика вскоре после окончания войны.
В начале 1950-х годов были начаты работы по созданию самодвижущихся орудий, основным преимуществом которых, по мнению советского военного руководства, являлась возможность буксировки за тягачом, но при этом и имелась возможность передвигаться самостоятельно на поле боя. Разработка самодвижущегося орудия на базе 57-мм противотанковой пушки была начата на конкурсной основе одновременно в ОКБ-9 под обозначением СД-57 и в ОКБЛ-46 под обозначением Ч-71. Первая партия из шести орудий СД-57 была сдана Заводом № 9 в ноябре 1954 года. К концу 1954 года была изготовлена дополнительная партия ещё из 6 орудий. По результатам испытаний в 1955 году ГРАУ выбрало вариант предложенный Заводом № 9 и в 1957 году пушка была принята на вооружение.
Давайте вспомним про это подробнее …-
Фото 2.
 -
На щите орудия разместили мотоциклетный двигатель мощностью 14 л.с. и коробку передач. 35 л топлива расположили во внутренней полости станин и дополнительных бачках, приваренных к станинам. Крутящий момент от двигателя передавался на основные колеса пушки, а на левой станине смонтировали направляющее колесо. На станине также закрепили сиденье водителя, управляющего орудием с помощью рулевого колеса. При самостоятельном передвижении СД-57 развивала на шоссе скорость до 25 км/ч и преодолевала броды глубиной до 0,5 м. По конструкции она была гораздо дешевле САУ и не столь заметна на огневой позиции.
 -
Фото 3.
 -
Успешные испытания противотанковой пушки СД-57 послужили причиной разработки самодвижущихся вариантов многоцелевых орудий. Инженеры КБ Ф.Ф. Петрова создали на основе своей 85-мм Д-44 самодвижущуюся пушку СД-44. В период с 1954 по 1957 год было выпущено около 550 таких артсистем, поставлявшихся также в некоторые страны мира. В конце 1956 года началось изготовление опытного образца новой 85-мм противотанковой самодвижущейся пушки СД-48 с более мощным 40-сильным двигателем.
 -
Фото 4.
 -
Приступив к выпуску самодвижущихся орудий в 50-х годах, Советский Союз на десятилетия опередил западные страны в разработке аналогичных артсистем.
 -
Тип | самодвижущаяся пушка |
---|---|
Калибр, мм: | 85 |
Длина ствола, калибров: | 55,1 |
Вес в боевом положении, кг: | 2250 |
Угол ГН, град: | 54 |
Угол ВН, град: | -7- +35 |
Начальная скорость снаряда, м/с: | 793 |
Макс. дальность стрельбы, м: | 15820 |
Макс. скорость самодвижения, км/ч: | 25 |
Вес снаряда, кг: | 9,54 - |
Фото 5.
Фото 6.
 -
Кроме танков СД-57 может поражать также самоходные артиллерийские орудия, бронетранспортеры и другие бронированные средства противника. Ее можно использовать для стрельбы по бронеколпакам, амбразурам ДОТов и ДЗОТов, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся вне укрытий или за легкими укрытиями.
Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет. Ствол состоит из трубы-моноблока с двухкамерным дульным тормозом, казенника и обоймы, а в орудийный лафет входят люлька, противооткатные устройства, верхний станок, механизмы наведения, уравновешивающий механизм, нижний станок с подрессориванием, станины, колеса, щитовое прикрытие и прицельные приспособления.
Дульный тормоз навинчивается на дульную часть ствола, представляет собой массивный полый цилиндр, на образующей которого сделаны отверстия (окна). Полуавтоматический клиновой затвор копирного типа предназначен для запирания канала ствола и производства выстрела. Перед первым выстрелом его открывают вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела, он открывается автоматически. Люлька — корытообразная, сварная цилиндрическая обойма, направляющая ствол при откате и накате.
 -
Фото 8.
 -
К люльке приварена обойма с гнездами в которой размещены цапфы для соединения с верхним станком. Верхний станок (рамка) является основанием для качающейся части пушки. На нем слева размещены винтовые механизмы наведения (подъемный и поворотный), уравновешивающий механизм и щитовое прикрытие. На несущем щите, жестко скрепленным с передним и задними бронелистами, нижним откидным и рамкой, располагалась вращающаяся часть орудия. На нем смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части, задний мост, устройство крепления станин, рама для установки двигателя и коробка перемены передач, бензопровод и ящики ЗИП.
Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций пушка имеет прицел ОП2А-50 и МП1-50. Станины СД-57 раздвижные, коробчатые, полые, с сошниками на концах. Они шарнирно соединены с несущим щитом и друг с другом параллелограмными устройствами, что обеспечивает орудию устойчивость при стрельбе.
 -
Фото 9.
 -
В хоботовой части станин размещено направляющее колесо (шина 5,00х16 «И-29») с рулем автомобильного типа и системами управления двигателем и трансмиссией. Тут же размещено сиденье водителя. В средней части станин на кронштейнах размещаются съемные ящики с боеукладкой. Внутреннее пространство станин и приваренные к ним снизу бензобаки, объемом 35 литров.
Двигатель мотоциклетный М-42. Двухцилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 18 л.с., смонтирован на специальной раме, прикрепленной к несущему щиту слева, Щит и специальное ограждение предохраняют силовую установку от боевых повреждений.
Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, главного вала, заднего моста, карданных приводов и бортовых передач. Сцепление сухое, двухдисковое. Коробка передач двухходовая с тремя скоростями вперед и одной назад. Задний мост выполнен из четырех самостоятельных узлов размещенных в нижней лобовой части несущего щита. Для движения в ночное время пушку оборудовали фарой, получающей энергию от генератора на ходу, а на стоянке от аккумулятора. Основные колеса имеют шины 7,00х16 ЯРШ. СД-57 на ровной местности развивает скорость до 40 км/ч.
 -
Фото 10.
 -
Для перемещения пушки предусмотрены тягачи ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗиС-151. Скорость буксировки пушки тягачом до 60 км/ч.
Для стрельбы из пушки применяются артиллерийские выстрелы унитарного заряжания с различными снарядами: бронебойными подкалиберными, кумулятивно-осколочными и осколочно-фугасными. Боеприпасы унифицированы с пушками ЗИС-2, Ч-51М и Ч-51П.
Выстрелы с остроголовыми (УБР-271) и тупоголовыми (УБР-271Л) бронебойно-трассирующими снарядами, которые весили 3,14 кг, оснащались донными взрывателями и обладали начальной скоростью 975 м/с. Ими расчеты вели огонь прямой наводкой на дистанциях до 1180 м. Подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды УБР-271П и УБР-271Н, весом по 1,79 кг, выбрасывались из ствола с начальной скоростью 1250 м/с и пробивали броню толщиной до 90–100 мм. В боекомплект входили также и осколочные гранаты УО-271У, оборудованные головными взрывателями КТМ-1. Вес каждой составлял 3,75 кг, начальная скорость гранаты – 695 м/с.
 -
Фото 11.
 -
СД-57 могла перевозиться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов Ан-8, Ан-12, вертолетов Ми-4 и десантироваться как посадочным, так и парашютным способом (с использованием специальных платформ ПП-127-3500 и парашютных систем).
С 1951 года в артиллерийский полк воздушно-десантной дивизии входили два пушечных дивизиона СД-57 – 18 орудий, отдельный истребительно-противотанковый дивизион – три батареи по шесть орудий СД-57 в каждой.
Калибр – 57 мм
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
 -
Украина, Киевская обл., г.Переяслав-Хмельницкий
 -
 -
 -
источники
http://sfw.so/1149038666-samodvizhuschayasya-pushka-sd-57.html
http://zw-observer.narod.ru/books/cannon/self-propelled_gun.html
 -
И еще немного интересного об оружии: вот например
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |