Авторизация

Рекордный самолет П-42

Самолет Су-27 к моменту триумфального участия в авиационном салоне в Ле Бурже уже получил международную славу: в период с 1986 по 1988 год на нем установили 27 мировых авиационных рекордов высоты полета и скороподъемности. Правда, определенное время советская сторона истинного названия «-рекордсмена»- не раскрывала – в протоколах ФАИ он фигурировал под шифром П-42. Истребитель был секретным, а до парижской мировой премьеры было еще 2,5 года.

Первые публикации об установке мировых авиационных рекордов скороподъемности на новом реактивном самолете П-42 советского производства появились в конце 1986 г. на страницах отечественной печати. В коротких заметках говорилось, что летчик Пугачев В.Г. 27 октября 1986 года совершил рекордный полет, набрав за 25,4 секунд высоту 3 тыс. м, а 15 ноября достиг высот 6 тыс. м за 37,1 секунд, 9 тыс. м за 47,0 секунд и 12 тыс. м за 58,1 секунд, улучшив рекорды американского летчика Смита Р., выступавшего на F-15, продержавшиеся более 10 лет более чем на 2 секунды. Рекорды были установлены в двух категориях – в классе служебных самолетов весом 12-16 тыс. кг и в классе реактивных самолетов.

Давайте узнаем об этом подробнее …-

 -

Первое обстоятельство у искушенных в вопросах авиации читателей вызвало большое удивление. Они быстро смекнули, что под обозначением П-42 «прячется» новый истребитель Су-27. Дело заключается в том, что истребитель, относящийся к 20-тонному классу, не вписывался в разряд летательных аппаратов массой до 16тыс. кг (как стало известно позже, в протоколах ФАИ взлетная масса П-42 указывалась как 14,1 тыс. кг, что на 2 тонны меньше веса пустого Су-27). Но все было просто.

Руководство МЗ имени Сухого приняло решение подготовить для рекордных полетов один из первых серийных Су-27 – самолет Т10-15 (серийный №05-01), который прошел к этому времени программу испытаний отведенных для него. Позднее Генеральный конструктор Симонов М.П. необычное название самолета объяснял так: «-Его назвали П-42 как дань памяти великому перелому в Сталинградской битве совершенному в ноябре 42-го года. Тогда советская авиация при защите Волжской твердыни сыграла значительную роль в разгроме врага»-. С П-42 была снята «-лишняя»- для его новой роли система управления вооружением, включая оптико-электронную прицельную систему и радиолокационную станцию. Кроме того, на самолете укоротили центральную хвостовую балку, упразднили подбалочные гребни и тормозную парашютную установку, уменьшили площадь вертикального оперения, заменили радиопрозрачпый обтекатель радиолокационной станции на более легкий металлический обтекатель, заклинили механизацию крыла, а также произвели другие мероприятия для уменьшения взлетной массы. Во время подготовки к зачетным полетам в баки заливалось строго ограниченное количество топлива, которого хватало лишь для выхода на режим и посадки. Двигатели истребителя форсировали, при этом тяга каждого увеличилась на 1000 кгс (в протоколах ФАИ указывали тягу 13,6 тыс. кгс каждый, а двигатели представлялись под условным обозначением Р-32). Принятые меры дали возможность добиться уникальной тяговооруженности самолета на старте, равной почти 2 ед. Благодаря этому, П-42 мог разгоняться и даже переходить звуковой барьер во время вертикального набора высоты.

 -

 -

Однако большая тяговооруженность породила очень своеобразную проблему: тормозная система не удерживала П-42 на старте при выводе на форсаж. Поэтому было реализовано нетрадиционное решение: летательный аппарат при помощи троса и электронного замка подцепляли к мощному гусеничному тягачу, который защищался от воздействия раскаленных газов двигателей массивной бронированной плитой. Тягач выезжал на ВПП и своим весом сдерживал ревущий самолет от преждевременного страгивания. Замок в нужный момент отцеплял трос, освобождая дорогу самолету, включались секундомеры и кинокамеры, и П-42 делал стремительный бросок для штурма мировых рекордов.

 -

 -

Работы по подготовке самолета П-42 к установлению рекордов проводились под руководством ведущего инженера (позднее —- главного конструктора) Роллана Гургеновича Мартиросова.

10 марта 1987 г. пилотируемый летчиком-испытателем Н.Ф.Садовниковым П-42 улучшил собственные рекорды времени набора высоты 9 и 12 км еще на три секунды (44.2 и 55-5 с соответственно). На следующий день машина выступала уже в классе самолетов короткого взлета и посадки (СКВП). Были получены результаты набора высот 3,12 и 15 км —- 25.4, 57.4 и 75.7 с соответственно. 10 июня 1987 г. в классе СКВП был установлен также рекорд высоты горизонтального полета, составившей 19335 м. Спустя несколько лет на П-42 было установлено еще 14 мировых рекордов. Дипломы мировых рекордсменов получили В.Г.Пугачев, Н.Ф.Садовников, О.Г.Цой и Е.И.Фролов.

Другим экземпляром Су-27, готовившемся в конце 80-х гг. для установления рекордов, был самолет Т10-20 (один из первых серийных истребителей, имевший серийный ╧ 05-05 и бортовой ╧ 20), прошедший к этому времени программу испытаний и уже послуживший в достаточно необычном качестве конструктивно-технологического макета Т-10КТМ корабельного истребителя Су-27К.

Доработанная для рекордных полетов машина была весьма необычной: у нес были упразднены законцовки вертикального оперения и подбалочные гребни, а на консоли крыла, напротив, были установлены законцовки оживальной формы по типу применявшихся на первых самолетах Т-10.

Были предприняты все меры, чтобы облегчить самолет и разместить внутри фюзеляжа максимальное количество топлива. В частности, были сняты радиолокационная станция, оптико-электронная прицельная система и все остальные блоки СУВ, пушечная установка, узлы подвески ракет, упразднены створки подпитки на нижней поверхности воздухозаборников и т.д. Носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС оживальной формы уступил место простому металлическому конусу. В удлиненной центральной хвостовой балке разместился увеличенный топливный бак, место для дополнительного запаса горючего было найдено и в головной части фюзеляжа.

Фото 4.

На Хотынка стоит вот этот вариант: это Т-10-20, это другой вариант рекордного самолета, но это далеко не П-42!!

В результате при взлетной массе 26600 кг запас топлива на Т10-20 достиг 12900 кг (против обычных для Су-27 9400 кг). Благодаря всем проведенным доработкам самолет должен был иметь значительно увеличенную дальность полета и готовился к установлению соответствующих мировых рекордов. Однако позднее в силу ряда причин интерес к таким рекордным полетам поугас, и Т10-20 был передан в экспозицию музея авиации на Центральном аэродроме Москвы (Ходынке).

 ЛТХ:
Модификация  П-42
Размах крыла, м  14.70
Длина, м  19.65
Высота, м  5.87
Площадь крыла, м2  59.02
Масса, кг 
  пустого самолета 
  максимальная взлетная  14100
Тип двигателя  2 ТРДД Р-32
Тяга нефорсированная, кгс  2 х 13600
Максимальная скорость , км/ч 
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж  1

 -

 -

П-42 рекордный самолет, переоборудованный в 1986 году из головного серийного Су-27- самолета Т10-15. Основные внешние отличия от базового Су-27

  • Радиопрозрачный обтекатель заменен на более легкий металлический(1)
  • Отсутствует значительная часть БРЭО, в том числе удалены и внешние элементы, в частности отсутствует оптический блок оптико-локационной станции (2)
  • Нерегулируемые воздухозаборники(3)
  • Уменьшенные по высоте кили(4)
  • Отсутствуют подфюзеляжные гребни(5)
  • Отсутствует хвостовая балка(6)

В результате изменений взлетная масса П-42 снижена до 14100 кг. Самолет оснащался форсированными двигателями тягой по 13600 кгс (обозначение в протоколах ФАИ —- Р-32). Всего в 1986-1988 гг. на самолете П-42 было установлено 27 мировых авиационных рекордов скороподъемности и высоты полета.
Список рекордов П-42 (источник FAI)

Подкласс C-1h (Взлетный вес от 12000 до 16000 кг)
Группа 3 (Реактивные двигатели)

Вид рекордаРезультатПилотДата
Время подъемана высоту 3000 м25сВ. Пугачев27/10/1986
Время подъемана высоту 6000 м37сВ. Пугачев15/11/1986
Время подъемана высоту 9000 м44сН. Садовников10/03/1987
Время подъемана высоту 12000 м55сН.Садовников10/03/1987
Время подъемана высоту 3000 м сгрузом 1000 кг28 сO. Цой17/05/1988
Время подъемана высоту 6000 м с грузом 1000 кг38sO. Цой19/04/1988
Время подъемана высоту 9000 м сгрузом 1000 кг48 сО. Цой17/05/1988
Время подъемана высоту 12000 м с грузом 1000 кг59 сO. Цой17/05/1988

Подкласс C-1i (Взлетный вес от 16000 до 20000 кг)
Группа 3 (Реактивные двигатели)

Вид рекордаРезультатПилотДата
Высота с грузом 1000 кг22250 мВ. Пугачев20/05/1993
Наибольший вес, поднятый на высоту 15000 м1015 кгВ. Пугачев20/05/1993
Время подъемана высоту 15000 м с грузом 1000 кг2мин 6сВ. Пугачев20/05/1993
Время подъемана высоту of 15000 м2мин 6сВ. Пугачев20/05/1993

Класс N / Группа 3: реактивные двигатели

Вид рекордаРезультатПилотДата
Высота в горизонтальном полете без нагрузки19335 мН. Садовников10/06/1987
Время подъемана высоту 3000 м26 сН. Садовников11/04/1987
Время подъемана высоту of 6000 м37 сЕ. Фролов31/03/1988
Время подъемана высоту of 9000 м47 сЕ. Фролов31/03/1988
Время подъемана высоту of 12000 м58 сН. Садовников11/03/1987
Время подъемана высоту of 15000 м1мин 16сН. Садовников11/03/1987
Время подъема на высоту 3000 м с 1000 кг груза28 сO. Цой17/05/1988
Время подъема на высоту 6000 м с 1000 кг груза38 сO. Цой19/04/1988
Время подъема на высоту 9000 м с 1000 кг груза48 сO. Цой17/05/1988
Время подъема на высоту 12000 м с 1000 кг груза59 сO. Цой17/05/1988

Подкласс C-1 (Неограниченный взлетный вес)
Группа 3 (Реактивные двигатели)

Вид рекордаРезультатПилотДата
Время подъемана высоту of 3000 м25.37 сВ. Пугачев27/10/1986
Время подъемана высоту of 6000 м37.05 сВ. Пугачев15/11/1986
Время подъемана высоту of 9000 м44.18 сН. Садовников10/03/1987
Время подъемана высоту of 12000 м55.54 сН. Садовников10/03/1987

 -

 -

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

 -

 -

На крупнейшем юбилейном международном авиасалоне в Ле Бурже представлены больше двух тысяч компаний. 44 страны показывают образцы гражданской и военной техники. Но внимание всех приковано к новейшему российскому истребителю Cу-35.

«Я 22 года в этой отрасли, многое повидал, но этот полет — что-то невероятное! – говорит инженер Кристиан Куновски. — Это не истребитель, это просто НЛО! Скажу честно, я впервые в жизни плакал от восторга!»

Ну и собственно под катом само выступление:

 -

 -

источники

http://www.airwar.ru/enc/xplane/p42.html

http://forums.airforce.ru/matchast/2353-suhoi-p-42-a/

 -

Давайте я вам еще напомню про интересные проекты самолетов:  вот например Опытно-экспериментальный самолет Ил-102, а вот «-АТЛАНТ»- Мясищева. Посмотрите еще на Огненный еж: Самолет с самым большим количеством стволов и на удивительный Складной вертолет Ка-56. А вот вам Ангел от Русских Витязей и Летающая подводная лодка

теги: Авиация
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930