Паровые машины, которыми оснащались корабли и суда в конце XIX века не могли более удовлетворять потребностям военных флотов и частных судовладельцев. Их основными недостатками были малая удельная мощность и низкая экономичность.
Первое в мире судно с новым типом энергетической установки, лишенной недостатков паровых машин, было создано в России в 1903-1904 гг. Это дизель-электроход «Вандал» созданный по проекту К.П.Боклевского. Сейчас суда с таким типом двигателей называют теплоходами.
Применение 3-х вальной энергетической установки с электрической передачей мощности от первичного ко вторичному двигателю было связано с отсутствием в то время реверсивных дизелей. А применение электромоторов при изменении полярности обмоток позволяло изменять направление вращения и обеспечивать судну задний ход.
Топливом для дизелей на «Вандале» служила сырая нефть. Это отрицательно влияло на экономичность энергетической установки, но было вынужденной мерой, так как в то время в России отсутствовали в необходимом количестве мощности для производства «лёгких» видов топлива.
Танкер «Вандал» использовался для перевозки керосина со складов «Товарищества братьев Нобель» на берегу Ладожского озера возле устья реки Свирь в Санкт-Петербург. В августе 1907 г. танкер потерпел аварию- сел на мель в районе Шлиссельбургского рейда.
Водоизмещение, т | 1500 |
Размеры, м: - длина - ширина - высота борта | 74.5 9.7 2.4 |
Грузоподъемность, т | 750 |
Энергетическая установка: - тип - количество валов | дизель-электрическая 3 |
Дизель: - количество, шт. - тип- диаметр цилиндра, мм - ход поршня, мм - частота вращения коленвала, об/мин - мощность, л.с. | 3 4-х тактный 3-х цилиндровый нереверсивный290 430 240 120 |
Электродвигатель: - количество, шт. - тип - мощность, л.с. | 3 постоянного тока 100 |
Скорость, уз | 7.4 |
После Великой Октябрьской Социалистической Революции танкер был переименован в «Россию». Работал сначала в Волжском пароходстве, а перед Великой Отечественной Войной- в Шекснинском.
В 1941 г. судно было эвакуировано на нижнюю Волгу, а затем на северный Каспий. С 1943 г. эксплуатировался в Куринском пароходстве на перевозках нефтепродуктов из Баку к устью реки Куры. 3 сентября 1944 г. во время шторма судно затонуло на глубине 7 м у острова Свиной в Каспийском море.
После войны танкер был поднят и после ремонта в Баку (усилены крепления палубы и днища, вырезана средняя часть корпуса, демонтирована палуба надстройки) был приспособлен для работы в морских условиях.
Весной 1947 г. «Вандал» снова вступил в строй под наименованием баржа № 1040.
В марте 1955 г. Совет министров Азербайджанской ССР вернул судну прежнее наименование «Вандал».
С 1977 г. «Вандал» находился на приколе в районе пристани Али-Байрамлы. В последующем, судя по всему, был разрезан на метал.
Литература:
1. Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том 1. Под редакцией В.В. Дмитриева.- Л.: Судостроение, 1991.
2. В.И.Татаренков. История судовых средств движения.- СПб: «Галея Принт», 2006.
3. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1. Автор-составитель доктор технических наук профессор А.А. Родионов.- СПб, Наука, 2001.
Статья с сайта
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |