Башня-капсула «Накагин» была построена в 1972 году по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Можно сказать, что это первое в мире «капсульное» жилое здание
Японский фотограф Норитака Минами (Noritaka Minami) четыре года снимал построенное в токийском районе Гинза здание.
Вот некоторые из его фото...
Фото 2.
Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы — это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения — самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа.
Фото 3.
В этих модулях-капсулах есть всё самое необходимое для жизни: кровать, стол, ванная комната с туалетом, кондиционер, телевизор, телефон и так далее. Изготовление этих блоков и внутренняя отделка капсул осуществлялись на заводе в префектуре Сига, находящемуся в 500 км. от строящегося здания Накагин, и готовые капсулы везли по автостраде на специальных трейлерах. На месте же эти блоки-капсулы устанавливали только при помощи кранов. Подобный процесс в то время считался неслыханным делом. У входа на первом этаже "Накагин тауэр" был выставлен образец капсулы в натуральную величину. Это пространство, напоминающее внутреннее устройство космического корабля, для японцев казалось воплощением детских фантазий о "секретных космических базах" (из одного японского детского мультфильма).
Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации — лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса. Высота дома — тринадцать этажей.
Фото 4.
Nakagin Capsule Tower является ярким примером архитектурного стиля под названием «Метаболизм», который зародился в Японии и предполагает модульность, высокую адаптивность, возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с меняющимися требованиями жизни.
Метаболизм — (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.
Фото 5.
Автор Nakagin Capsule Tower — Кисё Курокава, 1960 годах стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма. Это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы — кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.
Фото 6.
Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой — вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.
Фото 7.
Башня Nakagin Capsule Tower в Токио прославила Кисё Курокаву на весь мир, была признана лучшим произведением метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину сейчас посещают многочисленные туристы.
Фото 8.
В 2007 году жильцы «Накагина», сославшись на стесненные условия и на содержание в конструкциях здания асбеста, проголосовали за его снос. Желая спасти свое творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни. План реконструкции поддержали основные архитектурные ассоциации Японии, в том числе Японский институт архитектуры, но из-за больших финансовых затрат работы так и не начались
После этого большинство жильцов съехали и забросили свои квартиры.
Фото 9.
Кисё Курокава родился в 1934 году в Нагое, учился в Киото и Токио. В 60-е движение архитектурного метаболизма, одним из основателей которого был Курокава, стало последним словом архитектурной мысли. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» молодой японец полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей.
Фото 10.
Несмотря на успех на международной выставке в Осаке в 1970 году, группа метаболистов распалась. Но Курокава продолжал развивать ее идеи в своем творчестве и теоретических трудах. Среди главных его работ – Городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center в Осаке, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кишо Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае, его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» (Philosophy of Symbiosis) удостоена Japan Grand Prix of Literature.
Фото 11.
С 1962 года Кисё Курокава возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.
Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, баллотировался на пост губернатора Токио и в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу.
Фото 12.
Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».
В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге.
Кисё Курокава скончался 12 октября 2007 года.
Фото 13.
Вдохновившись идеями Кисё Курокавы, в Бобруйске (Белоруссия) в 70-х годах прошлого века выстроили здание. Спустя какое-то время жильцы утомились от сурового минимализма идей Курокавы, и озаботились вопросом хранения запасов квашеной капусты на балконе. В результате к облику бобруйского здания были добавлены некоторые не предусмотренные почитателями Курокавы архитектурные излишества.
40 лет прошло с момента постройки "Капсульной башни Накагин", и то, что здание устаревает – это факт. Стоит отметить, что ни одна капсула так и не была заменена. Судя по всему, отсоединить и заменить одну капсулу на самом деле не так то и просто. Компания, в ведении которой находится Накагин, настаивала на снесении здания и строительстве нового. Курокава Кисё скончался в 2007-м году, но он до последнего утверждал, что все проблемы Накагин Тауэр можно решить заменой первоначальных капсул. На советах "Ассоциации архитекторов Японии" многие выступают в поддержку сохранения здания, некоторые даже считают, что "Капсульную башню Накагин" надо внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но никто не знает дальнейшую судьбу здания.
Фото 14.
Сейчас, в 2013 году, "Капсульная башня Накагин" поддерживается в более или менее приемлемом состоянии, и в последнее время, сюда вселяется много людей на непродолжительное время. Привлекательна стоимость аренды модуля-капсулы в месяц, расположение здания Накагин в центре Токио. В то же время это здание своей особой атмосферой вдохновляет многих на творческую деятельность – возможно, дух бросившего вызов уходящей эпохе своими ценностями Курокава Кисё, своим безумным запалом и сейчас горячо будоражит идеи в молодом поколении творческих людей, выбравших местом жительства "Капсульную башню Накагин".