Несмотря на повсеместное использование достижений науки и техники, в юго-восточной части индонезийской провинции Папуа затерялся небольшой участок территории, куда прогресс еще не добрался. Место напоминает уголок каменного века, население которого придерживается первобытного уклада жизни
В начале 70-х годов прошлого века в центральной части острова Новая Гвинея голландские путешественники обнаружили племя людей, живущих на деревьях. Для защиты от набегов соседних племен папуасы-короваи строили жилища в джунглях на высоте более 15 метров. Христианским миссионерам удалось прекратить бесконечные войны между аборигенами. Большинство кланов освоились в предлагаемой европейцами среде и сейчас довольно дружелюбно относятся к чужакам. Тем не менее «высотки» продолжают строить.
Фото 2.
Район обитания короваи – труднодоступный участок между труднопроходимыми горами и двумя крупными реками. Численность племени не превышает тысячу человек, а образ жизни не менялся веками. Железо им не известно, практически нет домашней утвари, для охоты и работы пользуются каменными и костяными орудиями, вооружены луками и копьями.
Фото 3.
Племя состоит из нескольких крупных семей, племенного вождя или шамана нет. Еще одной причиной жизни в кронах деревьев является боязнь прихода колдунов. На ночь вся семья вместе с припасами и животными поднимается по лестницами из гибких лиан в поднебесные жилища.
Фото 4.
Главным источником пищи для короваи — саговое дерево. Для приготовления используют все – листья, плоды, древесину. В племени делают муку с помощью каменных жерновов, затем ее добавляют в блюда из личинок, кореньев и плодов, к мясу диких коз, кабанов, рыбе. Особым деликатесом считают яйца жуков, которые иногда удается найти в подгнивших листьях. Они поджариваются и подаются как главное блюдо на праздничном застолье.
Фото 5.
Короваи думают о перспективе – они обязательно высаживают новое саговое дерево на месте срубленного. Еще одним объектом безграничной любви и поклонения являются свиньи. Их ловят в силки и приручают, со временем дикий зверь становится совсем домашним и выполняет функции сторожевой собаки. На них же перевозят вещи и детей. Свиньи настолько ценятся в племени, что поросят женщины кормят грудью, а пойманных на воровстве свиней тут же убивают.
Фото 6.
Одежды в племени не носят. Женщины ограничиваются набедренной повязкой и множеством причудливых ожерелий из ракушек и кабаньих клыков, в носы продевают косточки летучих мышей. Мужчины же настоящие модники. Единственным предметом их одежды является футляр на пенис. Причем их у каждого мужчины как минимум два – повседневный и парадный. Парадно-выходной «костюм» украшен мехом и имеет самую причудливую форму, соответствующую последним веяниям местной моды!
Все племя короваи постоянно курит – женщины, дети, мужчины – сворачивают сигареты из листьев и смолят не переставая.
Фото 7.
Понятие семья у короваи довольно примитивное. Все женщины племени принадлежат всем мужчинам. При этом только раз в году во время цветения сагового дерева проходит праздник соития – массовый и всеобъемлющий. При этом в племени остается группа молодых девушек, на которых не претендует ни один мужчина. Они предназначены для выдачи замуж в соседние племена, для принесения в жертву духам на ближайших праздниках (другими словами – на съедение).
Да, в племени развит каннибализм. Это явление существует как ритуальное: съесть врага, чужака, особенно белого – значит получить его смелость, силу, здоровье, бессмертие.
Фото 8.
Срок жизни в племени не большой – мужчины в среднем до 30 лет, женщины немного больше. Потеря близких большое горе для всех. по традиции женщины в память о покойном отрезают фалангу своего пальцы, а мужчины надрезают ухо. Мужчины в племени гибнут часто, потому некоторые женщины остаются к концу жизни совсем без пальцев.
Фото 9.
Особо отличившихся и уважаемых покойников мумифицируют, но это очень высокая честь и выпадает она редко. Обычно же трупы оставляют завернутыми в листья на земле для диких животных.
Опасностей поджидает племя короваи много – укусы ядовитых насекомых, ранки и царапины, долго не заживающие в тамошнем климате, несчастные случаи на охоте. Но главной опасностью являются занесенные извне миссионерами и путешественниками инфекции. Их убивает обычный грипп, краснуха, корь, туберкулез…
Их маленький мирок может погибнуть от малейшего толчка. Но при этом мир короваи постепенно суживается, цивилизация наступает, уничтожает джунгли в тропиках….
Фото 10.
Подобная архитектура для жителей племени короваи не более чем способ обезопасить себя от наводнений, насекомых и хищников, живущих внизу. Кроме того, местные жители верят, что тем выше находится дом, тем он недоступнее для злых духов. В домах живут семьями, количество членов которой может достигать 12 человек. Нередко вместе с собой наверх караваи поднимают и всех домашних животных.
Фото 11.
Давайте почитаем, что пишет путешественник Леонид Круглов о своем пребывании в этом племени.
Я хотел добраться до самых диких кланов племени. В миссионерской деревушке Сенгго я нашел двух папуасов, знающих английский, и мы отправились в путь.
Четыре дня мы шли по безлюдным болотистым джунглям, пока один из проводников не заметил на опушке леса шалаш длиной около шести метров и шириной в два. Вокруг ни души. Внутри пусто. Уставшие, мы свалились на бамбуковый пол и задремали...
Фото 12.
Неожиданно проснувшись, прямо над собой я увидел лицо сгорбленного старика в набедренной повязке. Седая борода, растрепанные волосы и огромные белки глаз — дядюшка Ау из советского мультфильма! Он пристально разглядывал меня. Я толкнул в бок спящих провожатых. Они вскочили на ноги, чем испугали старика, заставив его скрыться в неосвещенном углу дома. После коротких переговоров на местном наречии незнакомец успокоился. Как оказалось, дядюшка Ау, а вернее Вунинги, — хранитель огня из клана саях. Его семья соорудила шалаш, в котором временно остановятся члены клана. Они соберутся через несколько дней на ритуал строительства дома на дереве. А пока Вунинги принес сюда огонь: пламя тлело в небольшом расщепленном полене, в которое были вложены сухие листья. Так короваи и другие папуасы переносят огонь на дальние расстояния.
Фото 13.
К следующему дню в шалаше собралось человек тридцать. Хозяином будущего дома был высокий мужчина Они. Как мне объяснили, для строительства нового жилища у него два повода: во-первых, старое пришло в негодность, а во-вторых, Они готовился стать отцом. По правилам хозяин будущего дома обязан устроить пир для всех собравшихся. Главное угощение — личинки жука-дровосека. Чтобы запастись ими, Они заготовил несколько саговых пальм за месяц до начала церемонии — срубил их и оставил гнить в болоте.
Фото 14.
Все представители клана отправились в чащу. Я с ними. На месте Они срубил верхний слой с одной из лежащих пальм. Внутри кишели жирные белые личинки сантиметра три-четыре в длину. Короваи возликовали и тут же стали поедать их. Видя, что я стою в стороне, Они собрал несколько личинок в пальмовый лист и принес мне. Я попытался отказаться, но виновник торжества нахмурил брови.
— Это дочь Матери саги. Все, кто будет строить дом, должны съесть ее, — он протянул мне одну личинку, предварительно оторвав ей голову.
Фото 15.
Сага — основное дерево, которое используют короваи для строительства. Потому и главное их божество — богиня саги. Не съесть личинку — значит отказаться от своеобразного первобытного причастия и тем самым оскорбить племя. Почти зажмурившись, я проглотил «лакомство» и, к своему удивлению, отметил, что по вкусу оно похоже на белый гриб. Они одобрительно похлопал меня по спине.
Пир продолжался два дня. Вечерами члены клана собирались у костра, курили трубку и рассказывали друг другу новости. Так шла подготовка к основной части ритуала.
Фото 16.
Рано утром все члены клана отправились в лес. В чаще росли мощные баньяны высотой около 15 метров. Но короваи прошли мимо них и приблизились к тому, что был как минимум в два раза выше.
— Этого дерева достоин Они, самый сильный в нашем клане, — сказал Вунинги. — Чем сильнее человек, тем выше он должен жить.
Фото 17.
Возле баньяна уже лежали очищенные от коры тонкие стволы саговой пальмы. Их, видимо, заготовили заранее. Несколько мужчин схватили два ствола и вскарабкались по дереву. Двое других, используя мягкую кору как веревки, стали привязывать к стволам нарубленные заранее толстые ветви. Получилась лестница высотой около 10 метров. На этом уровне началось строительство площадки, которую я принял за основу будущего дома: прямо на дереве короваи вязали настил наподобие плота. К ночи работа была закончена.
Фото 18.
На следующий день около полудня я обнаружил, что вчерашний «плот на дереве» был лишь первой площадкой. Метров на 10 выше уже по явилась вторая, поменьше. Сами же короваи сидели почти у верхушки и срубали тонкие ветви, оставляя лишь толстые сучья, которые должны были послужить фундаментом дому.
Фото 19.
К вечеру большинство короваев отправились в шалаш, но несколько мужчин продолжили работу. Два человека находились на верхушке. Двое других стояли на площадках: один — на верхней, другой — на нижней — и подавали стволы саговой пальмы наверх, где из них вязали очередной «плот» — пол будущего дома. Короваи не сделали перерывов в работе даже ночью.
Фото 20.
Утром третьего дня на высоте примерно метров 20–25 над землей возвышался дом. В длину он достигал шести метров, в ширину — трех. Крыша была сделана из пальмовых листьев. Нажмите для увеличения
— Ты должен подняться, таких домов нигде не увидишь. В клане у меня самый «высокий дом», — сказал Они и подтолкнул меня вперед.
Фото 21.
На второй площадке лестница закончилась. К дому можно было подняться только по свисающему стволу сагового дерева с засечками вроде маленьких ступенек. У меня получилось с трудом.
— Так мы защищаемся от чужаков, — объяснил Они. — Конец ствола закреплен только к потолку дома. Если кто-то попытается вскарабкаться, я сразу об этом узнаю, увидев, что ствол качается.
Фото 22.
Через отверстие в полу я попал в жилище. Хижина без окон и дверей была довольно мрачной. Свет поступал через два небольших отверстия в крыше. Их, как объяснил Они, сделали для того, чтобы духи животных могли заходить в дом и выходить из него. Тогда, по поверьям, тут всегда будет достаток.
Вечером хозяин дома убил кабана. У подножия баньяна развели костер. Несколько человек собрались вокруг и запели что-то лирическое. Они сидел в стороне вместе с избранницей, улыбался и смотрел наверх, туда, где находился их новый дом. Дом на дереве, который мужчина построил для своего сына.