В 1956 году советская власть продолжила либерализацию в отношении РПЦ: церковным работникам в разы увеличили пенсии и зарплаты (в 3-4 раза выше, чем в среднем по стране), стали принимать их в профсоюзы. Это вызвало тихий гнев советских граждан, и с начала 1960-х власть стала лишать льгот РПЦ, но это не снизило привлекательность церкви как рабочего места.
О том, как протекала эта церковно-профессиональная реформа и антиреформа, рассказывается в статье историка Алексея Марченко «Социально-экономическое положение церковных служащих в СССР (по данным Уральского региона)», Вестник Челябинского государственного университета, №18, 2008.
Давайте узнаем про эту тему подробнее ...
Существенное улучшение социального положения церковных работников произошло в 1956 году. 23 мая вышло постановление №686 Совета Министров СССР «О распространении законодательства о труде на лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях». Отныне советское законодательство о труде распространялось на всех церковных сотрудников. Одним из условий нового закона было обязательное вступление церковных служащих в профсоюз и заключение с профсоюзными органами трудового договора. При оформлении на работу в церковную организацию и увольнении из неё рабочие и служащие получали перерасчет, который производили органы социального обеспечения.
Новое законодательство оказалось весьма выгодным прежде всего для пенсионеров, желающих работать в религиозных организациях. Обычно зарплата церковного служащего-пенсионера бухгалтера, казначея, старосты была значительно выше, чем на госпредприятии, поэтому после окончательного ухода на пенсию в результате перерасчета размер выплат автоматически возрастал. Так, бухгалтер Свято-Троицкого кафедрального собора Перми С.Селезнев, ранее работая бухгалтером молочного комбината, вышел на пенсию с 495 руб. в месяц. Будучи пенсионером, поступил бухгалтером в управление Пермской епархии и получал зарплату 2500 руб. Уволившись с церковной работы, по перерасчёту райсобеса Селезнев стал получать государственную пенсию 1200 рублей (тогда примерно в 2-2,5 раза, чем средняя пенсия по стране).
После выхода этого постановления начался значительный приток пенсионеров в церковные организации, где им предлагали зарплату от 500 до 4000 руб. в месяц. Например, в 1957 году в Пермском епархиальном управлении рабочий свечной мастерской получал 4000 руб., бухгалтер — 2000, кассир — 1500, машинистка — 1000, шофёр епископа — 3000, повар — 1000, кладовщик — 950, сторож — 800, уборщица — 800. Для сравнения: средняя зарплата по РСФСР в 1957 году было около 800 рублей (а ставка той же уборщицы – 400-500 руб.).
По данным на 1959 год, в церквах Пермской области работало до 200 пенсионеров. Большинство из них — сторожа, истопники, дворники, уборщицы, казначеи, бухгалтера, счетоводы, обслуживающие церковь, просфорнцы, алтарницы, конюхи, а также церковные старосты — являлись членами профсоюза. В Москве 46 старост церквей были членами профсоюза и пользовались всеми преимуществами членов этой организации (от профсоюзных путёвок в дома отдыха до льготных ссуд).
Хрущёвская либерализация рабочего законодательства для РПЦ была с радостью воспринята духовенством и церковными служащими. К примеру, настоятель Всехсвятской церкви Свердловска протоиерей Фесвитянинов завил, что «советское правительство этим постановлением проявило заботу о значительной части трудящихся, работающих в религиозных организациях, и в то же время этим актом значительно улучшило взаимопонимание между Церковью и государством».
Сразу после введения этих нововведений в советские органы посыпались возмущённые письма трудящихся. Они указывали, что «на сороковом году советской власти мы снова получили засилье церковников, они купаются в роскоши».
В 1958 году в религиозных организациях страны работало до 15 тыс. человек наёмного обслуживающего персонала. Из них 774 человека работали в епархиальных управлениях, 425 — в мастерских по производству свечей и утвари, 13.600 — в церквах. В числе последних лиц: 1400 бухгалтеров и счетоводов, более 420 шоферов, 600 продавцов свечей. Ещё до 70-80 тыс. человек работали в церквах без оформления трудовых отношений (от служек до певчих в хорах).
В январе 1959 года состоялось закрытое собрание партийной организации Совета по делам РПЦи прошло Всесоюзное совещание республиканских, краевых и областных уполномоченных Совета, где была подвергнута резкой критике деятельность этого органа во главе с ее председателем Карповым. Лично Карпову были предъявлены претензии в «примиренческом отношении к активизации церковников, отсутствии принципиальности во взаимоотношениях с духовенством». В частности, отмечалось, что «Совет проявил безразличие к тому, что вокруг церкви вырос огромный, достигающий многих десятков тысяч, обслуживающий аппарат. Более того, часть из этих людей, не занимающихся общественно полезным трудом, проникла в советские общественные организации и пользуется всеми правами и льготами, предоставленными рабочим и служащим государственных предприятий».
«По 73 епархиям мы разным пенсионерам, работающим в церквях, в год незаконно выплачиваем пенсий около 15 млн. руб.», – заявлялось на совещании.
Вскоре последовала реакция. Идеологическим отделом ЦК КПСС перед Советом по делам РПЦ была поставлена задача: «Насколько возможно, в кратчайшие сроки, снизить численность церковных служащих. Прекратить государственное социальное обслуживание гражданского персонала церкви, снять с профсоюзного обслуживания церковных активистов, распустить и ликвидировать профорганизации в религиозных объединениях, занимающиеся под руководством попов соревнованием за лучшее обслуживание прихожан».
В 1961 году вышли в свет два постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О ликвидации извращений в исчислении пенсий рабочим и служащим религиозных организаций» и «Об увеличении налога на служителей религиозных культов, певчих церковных хоров, регентов, органистов и преподавателей духовных учебных заведений».
Изгнание церковных служащих из профсоюзов и ликвидация церковных профсоюзных организаций, увеличение налогового бремени привели к уменьшению числа желающих работать в храмах. Так, пожилые люди предпочитали жить на одну пенсию, но при этом продолжать работать в церкви (иногда – получая зарплату в конфертах).
О половинчатых результатах проведенных гражданской властью мероприятий по ухудшению социально-экономического положения церковных служащих и сокращению их количества говорит статистика по уральским епархиям.
Так, в 1963 году в храмах Челябинской области насчитывалось 454 человека обслуживающего персонала, в том числе 248 хористов. Из них только 9 человек состояли на учете в профсоюзных организациях. В Пермской области штат обслуживающего персонала насчитывал 683 человека, из них на профсоюзном учете состояли 34 человека. В Свердловской области обслуживающий персонал составлял 309 человек, 85 из которых являлись членами профсоюза.
Всего в 1963 году во всех епархиях РПЦ насчитывалось около 80 тысяч церковных служащих – ненамного меньше, чем до трудовых реформ в церкви.
источник http://ttolk.ru/?p=27017
Еще несколько религиозных тематик: почитайте вот про
Невидимые нити евреев или например
Как выглядит японское православие. Вот вам еще объяснение
Почему произошло разделение на суннитов и шиитов и почему произошел
Великий раскол Церкви