Авторизация

Мануфактурная компания "Зингер" в России



Сколько бы я раз не проходил мимо этого здания в Питере, мне всегда казалось оно каким то особенным со своей особенной историей. Очень отличительное место, давняя история давно не связанная с названием на здании, книжный магазин и "ВКонтакте" - все это вместе создает интересное ощущение. Давайте вспомним, с чего все начиналось ...

Американец Айзек Зингер, разбогатевший на выпуске швейных машинок, любил повторять: «Для меня изобретение не стоит и ломаного гроша. Гроши – вот что меня интересует». И действительно: стремительный взлет компании «Singer» обеспечили не столько технические новинки, сколько находки ее основателя в сфере маркетинга.

На вряд ли мог предположить в 1851 году немолодой и бедный американский еврей Исаак Меррит Зингер, что через полтора века его имя будет известно практически во всем мире. Неудавшийся театральный актер, безвестный инженер-строитель, изобретатель оставшихся невостребованными машин для сверления камня и распилки дерева, - вот, собственно, и все, чем он мог похвастаться. Да еще огромным количеством «осчастливленных» им женщин.

Айзек Мерритт Зингер родился 27 октября 1811 года в Нью-Йорке в семье бедных евреев – иммигрантов из Германии. В 13 лет он начал зарабатывать деньги в качестве подмастерья механика, но вскоре решил, что в нем умирает великий актер, и примкнул к бродячей театральной труппе. Начинающий артист обладал даром убеждения и завидными внешними данными. Однако для успеха этого оказалось мало.




Покинув сцену, Зингер пошел простым разнорабочим на строительство канала Эри. Работа была очень тяжелой, особенно когда приходилось вручную долбить горные породы. И в короткие часы отдыха Зингеру пришла мысль механизировать этот процесс. Он придумал новую разновидность бура и в 1839 году догадался запатентовать свое изобретение. Каково же было удивление «передового рабочего-рационализатора», когда всего за несколько месяцев патент принес ему невообразимую сумму – $2000!

Увы, ошарашенный удачей, Зингер второй раз наступил на грабли: на вырученные деньги он организовал собственную театральную труппу, которая распалась спустя пять лет. Видный собой, ростом под два метра, Зингер перепробовал едва ли не все главные роли в постановках пьес Шекспира - эта работа привлекала, конечно, массу поклонниц, но не приносила денег.

Оказавшись на бобах, Зингер решил больше не испытывать судьбу. Он работал на скромной должности в типографии, но при этом продолжал изобретать. Его захватила мысль усовершенствовать наборную машину. Специально под этот проект изобретатель снял мастерскую, где изготовил рабочую модель. Но продать ее так и не удалось: в мастерской произошел взрыв, уничтоживший новую типографскую машину. Пришлось Зингеру искать другую мастерскую, и тут он… забыл о полиграфии. Новое помещение принадлежало предпринимателю, торговавшему швейными машинами, которые очень часто ломались. И Зингер увлекся этой проблемой.



Портрет Исаака Зингера, Эдвард Гаррисон Мэй, 1869

Уже с середины XIX века название «Зингер» начало быстро утверждаться в массовом сознании как синоним швейной машинки. На вопрос случайному человеку, кто изобрел швейную машину, ответом, скорее всего, будет «Зингер».

А ведь Зингер не изобретал швейной машины, и никогда не утверждал, что сделал это.

Еще в Голландии XIV века корабельные паруса сшивали специальным швейным станком. В 1790 году первый патент на швейную машину был выдан в Англии, затем в Австрии, США и Франции. Все эти механизмы были громоздкими и сложными.

Бытовые швейные машины появились лишь в начале XIX столетия.

К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, она была «изобретена» четыре раза. Первый патент на такое изобретение был выписан в Англии в 1790 году, затем в Австрии - в 1819, в США - в 1826 и Франции - в 1830. Еще один американец - Уолтер Хант - изобрел свой вариант машинки, но не запатентовал его, замученный угрызениями совести по поводу судьбы тысяч портных, которым новинка, по его мнению, грозила безработицей.

Однако все швейные машины того времени использовали цепной стежок, который имел недостатки. Даже машина Ханта блокировала стежок. Зингер задумался над устранением этого недостатка всего на 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом.

Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов.



Первый экземпляр «Зингера» был продан за сто долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль.

Айзек Зингер, первым изобрел то, что значительно позже назовут «фокус-группой» и direct marketing. Он первым начал выпускать машины, ориентированные не на промышленное производство, а на обычных домохозяек. Предприниматель не сомневался: главное – убедить в необходимости покупки именно жен, а дальше уж они найдут способ, как заставить своих мужей раскошелиться. Но чтобы убеждение подействовало, необходимо было обращаться к домохозяйкам напрямую. Но газет и журналов, издававшихся специально для них, не было. Зингер нашел выход: он стал искать покупательниц в театрах, размещая рекламу на программках спектаклей, а также в церквах: описания швейных машинок раздавались прихожанкам на проповедях вместе с религиозной литературой.

Ради того чтобы сделать свою продукцию доступной миллионам семей, Зингер пошел на еще один революционный маркетинговый ход. Уже в 1854 году он начал продавать машинки по схеме hire-purchase (лизинг-покупка).


Реклама швейной машины, 1851 год


Среди других торговых находок Зингера можно отметить пионерное внедрение постпродажного сервиса. А также то,
что впоследствии назовут BTL-акциями. На ярмарках и в богато декорированных салонах его машинки демонстрировали не
бойкие парни-дилеры, а специально нанятые красавицы. На них обращали внимание и мужчины, и их спутницы. Первые – понятно
почему, а для вторых успех у мужчин теперь был неразрывно связан с обладанием швейной машинкой Singer.

В 1856 году производители Гровер и Бейкер, Зингер, Уилер и Уилсон, все обвиняя других в нарушении патентных прав, встретились в Олбани, штат Нью-Йорк. Орландо B. Поттер, адвокат и президент компании «Гровер и Бейкер», предложил не подавать в суд на взыскание прибыли, а объединить свои патенты. Это был первый патентный пул, процесс, который позволяет получать сложные машины без образования юридического сражения за патентные права. Через несколько лет такой торговли - к 1863 году - продажи выросли до 20 тыс. машин в год. Производство к тому времени было налажено уже на нескольких специально отстроенных заводах.

Корпорация положила начало франчайзингу, когда в середине XIX века стала заключать с дистрибьюторами товара (швейных машинок) письменный договор на передачу франшизы, которым передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США.

Разбогатевший Исаак Зингер к тому времени уже не опускался до участия в повседневных делах фирмы и назначил первого наемного президента - Инсли Хоппера. Хоппер принялся воплощать в жизнь амбициозные международные планы Исаака Зингера. В 1867 году компания открыла свой первый завод за пределами Америки - в шотландском Глазго. Возможно, только за это «Singer Сompany» следует считать старейшей мультинациональной компанией.


В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, “Мануфактурная компания Зингер” (официальное название с 1863 г.) вступила на российский рынок. Согласно заключенному с компанией договору вся торговля швейными машинами была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, именовавшегося “главным агентом для Европы”, имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России.

Когда с легкой руки Нейдлингера зингеровские швейные машины прочно обосновались на рынке, руковод- ство компании принимает решение всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основывает акционерное общество “Мануфактурная компания “Зингер” (1901 года - “Компания Зингер в России). Учредителями стали президент американской компании Джильбер Парк, вице-президент англи- чанин Дуглас Александер, а во главе правления вплоть до 1902 года стоял все тот же Георг Нейдлингер





Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте, особенно в связи с обострением конкурентной борьбы с германскими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод.Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В протоколе от 7 ноября 1900 года заседания акционеров компании “Зингер” записано: “...летом 1900 г. Обществом приобретен у города Подольска участок земли для осуществления главной цели общества, выраженной в параграфе 1 устава, и на этом участке уже приступлено к постройке завода значительных размеров для фабрикации в России швейных машин как для продажи внутри империи, также и для вывоза за границу, именно: в Турцию и другие государства Балканского полуострова, а также в Персию, Японию и Китай”.

Начатое строительство внесло в город небывалое оживление. В сферу его интересов были вовлечены многие сотни людей. Всем была известна и фигура директора Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года.

Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени.





В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин на заводе в Подольске, а к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск семейных машин достиг более 600 тысяч штук (около 2500 штук в день). Продавались машины в фирменных магазинах, которые (более 3000) были разбросаны по всей Российской империи и имели целую армию служащих в общей сложности около 20000 человек. Система продаж в рассрочку по-прежнему пользовалась большой популярностью, качество же швейных машин не уступало качеству заграничных. Компания “Зингер” заслужила даже право быть “Поставщиком Двора Его Императорского Величества”.

Первая мировая война разрушила все планы: производство швейных машин сократилось, а один из новых корпусов так и не пришлось использовать по назначению - по соглашению с земельно-городским союзом “Земгор” он был передан под производство снарядов.

Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания “Зингер” передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А 30 ноября 1918 года в газете “Экономическая жизнь” было опубликовано сообщение президиума ВСНХ по поводу постановления советского правительства о национализации завода швейных машин компании “Зингер”.В последующие восемь десятилетий компания “Зингер” и ее детище в Подольске жили и развивались независимо друг от друга.

В 1918 году подольский завод АО "Компании Зингер" был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, "Зингер" стали продавать сначала под маркой "Госшвеймашина", а с 1931 года - под маркой "ПМЗ" (Подольский механический завод).





Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной, но интересной. Его история отражает путь, пройденный страной: войны, разруха и подъем производства; выпуск самой разнообразной продукции - от мелкого ширпотреба до мотоциклов; государственное управление огромным монополистом и падение в пропасть рыночной экономики. Но сохранилось главное - традиции самого уникального в мире швейного машиностроения, кадры специалистов.

Будущее предприятия связывалось с реконструкцией, внедрением новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции. Единственно возможное решение, и это доказала история, было в возвращении компании “Зингер”, которая, с каждым годом наращивая свой потенциал, стала лидирующим производителем и дистрибьютором бытовых и промышленных швейных машин в мире. Предприятия, выпускающие более 120 моделей этой уникальной продукции, а также аксессуары и фурнитуру, успешно действуют в странах Европы, Азии и Латинской Америки.

В 1994 году подольское предприятие вновь стало частью компании “Зингер”, и практика подтвердила эффективность сотрудничества не только с ней, но и с компаниями “Пфафф”, “Акай”, “Сансуи” и другими, входящими в транснациональную корпорацию “Семи-Тек”.


Могила Исаака Зингера на кладбище в Торки, Англия

Исаак Меррит Зингер скончался в возрасте 64 лет богатым и уважаемым членом американского общества. В этом же году его детище продавало уже более 200 тыс. машин в год. Однако к середине 90-х темпы роста компании значительно замедлились, а прибыли превратились в убытки. «The Singer Company» принялась в срочном порядке переводить производство в страны «третьего мира» - Бразилию и Тайвань.

В 2001 г. империя Зингера отметила 150-летие. К тому времени появились не лишенные оснований слухи о банкротстве фирмы, продаже имущества за границей. Но на самом деле компания «Singer» пошла на хитрость: она действительно обратилась с заявлением о банкротстве, но по существующим в США законам это дает ей иммунитет от кредиторов и возможность переформировать производство, сделать упор на выпуск традиционных швейных машинок, спрос на которые в Бразилии, Юго-Восточной Азии и ряде других регионов по-прежнему высок.

Но, так или иначе, а имя «Singer» знает практически каждый человек, и машинки Зингера продолжают верно служить более 100 миллионам хозяев в 67 странах мира.



А что же знаменитый дом "Зингер" в Питере?

Историческое здание дома Зингера, расположенное в доме 28 по Невскому проспекту на углу с каналом Грибоедова, известно всем петербуржцам и многим гостям нашего города как Дом книги - знаменитый книжный магазин, один из центров культурной и интеллектуальной жизни города.

В 1776-1777 гг. на месте будущего Дома книги было возведено трехэтажное здание, а во второй половине XIX века был надстроен еще один этаж. В здании расположились нотный магазин К. Ф. Гольца и книжный магазин А. Дейбнера. В начале 50-х гг. XIX века здесь открылось знаменитое "Дагерротипное и Фотографическое заведение" С. Л. Левицкого.

В 1902 г. немецкая фирма по производству швейных машинок "Зингер" купила этот участок земли, чтобы построить на нем здание, в котором должны были расположиться магазин, местное правление "Зингер" и множество помещений, предназначенных для сдачи в аренду.

У этого проекта были противники. Архитектор Л. А. Ильин (в 1925-1938 гг. - главный архитектор Ленинграда) полагал, что соседство фирмы с Казанским собором недопустимо. Тем не менее, Николай II 16мая 1902 г. дал разрешение на строительство нового здания. Оно возводилось в 1902-1904 гг. по проекту архитектора П. Ю. Сюзора. Зодчий впервые в России применил здесь железный каркас, заполненный кирпичной кладкой на цементе. Это новшество позволило строителям соорудить огромные окна, которые во многом определили стиль и облик фасада.





Еще одно новаторское решение Сюзора касалось водосточных труб. Для того, чтобы не перегружать фасад здания лишними конструкциями, архитектор "спрятал" их, и дождевые воды отводятся по медным трубам внутри стен. Система вентиляции и кондиционирования была самой современной для начала XX в. Приточные вентиляционные камеры находились в подвале, воздух в помещения подавался очищенным, подогретым и увлажненным.

Здание было выстроено в шесть этажей и имело седьмой - мансардный. Его фасады облицованы гранитом: на уровне первых двух этажей - красным, выше - серым. Внутренний дворик перекрыт стеклянной крышей, а стены в нем облицованы разноцветным глазурованным кирпичом. Это одна из ранних городских построек в стиле модерн: громадные окна-витрины (стекло одного окна весит почти центнер!), затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям известных скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Угловую башню здания венчает стеклянный глобус диаметром 2,8 м. Он служил рекламой фирмы "Зингер", изнутри освещался электричеством, а снаружи был обвит надписью "Зингер и К°". Стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание. Угловую часть фасада украшают бронзовые девы-валькирии на рострах кораблей (в скандинавской мифологии они по воле бога Одина решали исход сражения). Одна из них держит в руках веретено и швейную машинку - символы легкой промышленности, другая - гарпун, символизирующий судостроение и тяжелую промышленность. На фасаде также можно увидеть атрибуты Меркурия (Гермеса), бога торговли: кадуцей - "посох вестника" - жезл, обвитый двумя змеями, и петаз - дорожная шляпа с крыльями.

Башня дома компании "Зингер", задуманная как символ знаменитой фирмы, стала своеобразной доминантой этой части Невского проспекта, а со временем - одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.





В нижних этажах здания располагался банк, американские консульство, магазин фирмы "Зингер" и этнографические выставки костюмов и вышивки. Выше находились швейные мастерские. Компания "Зингер" не только продавала швейные машины по всей России (она первой стала торговать ими в кредит), но и выполняла крупные заказы на пошив военной формы для русской армии. Мансарду занимало российское отделение компании "Зингер".

После Октябрьской революции здание было предоставлено в распоряжение Петрогосиздата. Два нижних этажа передали Дому книги, а на остальных разместились редакции различных журналов.

В начале декабря 1919 г. директор Петрогосиздата И. И. Ионов вручил ключи от книжного магазина №1 его первому директору - А. И. Аникееву, и 19 декабря 1919 г. магазин открылся.

В 1919-1920 гг. в Доме книги была сосредоточена почти вся книжная торговля Петрогосиздата. Среди растущей сети предприятий книжной торговли магазин № 1 Дом книги, при котором в 1923 г. были открыты отдел "Книга-почтой" и библиотечный коллектор, становится ведущим. Здесь часто бывали Алексей Толстой, Ольга Форш, Константин Федин, Самуил Маршак, Даниил Хармс. На верхних этажах здания располагались редакции издательств "Искусство", "Художественная литература", "Агропромиздат", издательство Лендетгиз, организованное С. Я. Маршаком и выпускавшее знаменитые журналы "Чиж" и "Ёж".

Во время блокады Ленинграда Дом книги продолжал работать. В начале ноября 1941 г. в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной выбило все стекла в витринах дома Зингера. Окна заколотили досками и фанерой, и при свете коптилок, в страшный холод сотрудники Дома книги продолжали работать.

После войны в здании был проведен серьезный ремонт, и 14 ноября 1948 г. Дом книги вновь открыл свои двери для читателей.






источники



Вот еще интересные исторические моменты: вот например Квартира на Красной площади. Как жили в ГУМе, а вот еще Русский "Робинзон Крузо" и что это за Израиль на Амуре
  • Нравится
  • 0
теги: История
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют


Облако тегов
Опрос
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930