Мало кто знает, но в России уже давно ведутся разработки собственной системы ПРО. Можно сказать, что это аналог Американской системы. Но если капнуть глубже, отечественная система превосходит её в разы.
Эшелонированная территориальная система противоракетной обороны А-235 — многоканальная система противоракетной обороны Московского промышленного района, разрабатывавшаяся с 1978 г. коллективом под руководством А. Г. Басистова и Б. П. Виноградова в ЦНПО «Вымпел».
В 1990-е гг. опытно-конструкторские работы по проекту были временно прекращены.
Начиная с 2011 г. в печати появляются публикации о дальнейших шагах по реализации проекта на производственной базе ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
В изменённом виде проект реализуется уже как многофункциональная система противоракетной и противокосмической обороны, боевые возможности которой позволяют ей вести борьбу не только с баллистическими воздушно-космическими целями, но и с маневренными пилотируемыми и непилотируемыми космическими аппаратами.
Конструкторский замысел
Изначально система ПРО А-235 планировалась трёхэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО А-925, средний эшелон — стрельбовый комплекс 58Р6, ближний эшелон — ракеты ПРС-1М (результат модернизации ракет ПРС-1).
В видоизменённой системе противоракетной и противокосмической обороны А-235 планируется использовать двухступенчатые противоракеты с осколочно-фугасной и ядерной боевой частью, обеспечивающие ей возможность сбивать гиперзвуковые средства нападения, баллистические ракеты и их боевые блоки, а также спутники в ближнем космосе.
История проекта
Задание на разработку модернизированного варианта системы ПРО А-135 было поставлено в Постановлении Совета Министров СССР № 585-119 от 7 июня 1978 г. «О строительстве системы А-135».
Проектирование системы велось Научно-исследовательским институтом радиоприборостроения (НИИРП) ЦНПО «Вымпел» с 1986 г., генеральный конструктор — А. Г. Басистов (по 1998 г.), главный конструктор — Б. П. Виноградов (после смерти А. Г. Басистова в 1998 г. Б. П. Виноградов сменил его на посту генерального конструктора НИИРП).
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 661-202 от 15 июля 1985 г. НИИРП, как подразделение ЦНПО «Вымпел», является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО.
Первый эскизный проект системы ПРО А-235, по всей вероятности, был защищён в 1985–1986 гг. Советским правительством был заключён государственный контракт № 406/1591 от 31.01.1991 г. с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе — ОКР «Самолет-М»).
Наименование ракетно-технического комплекса модернизированной системы ПРО Москвы — РТЦ-181М. В соответствии с госконтрактом, срок готовности модернизированного варианта устанавливался на 2015 г. Согласно Указу Президента РФ Б. Н. Ельцина № 163 от 17.02.1995 г. НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы — системы РТЦ-181 — и созданию системы РТЦ-181М.
В 2011 г. концерном ПВО «Алмаз-Антей» разработана рабочая конструкторская документация на стрельбовый комплекс 14Ц033, рабочая конструкторская документация первой очереди на комплекс РЛС 14Ц031 и проект функционального программного обеспечения.
В 2012 г. концерном ПВО «Алмаз-Антей» проведены автономные предварительные испытания компонентов комплекса 14Ц033. Экспериментальные и учебно-боевые испытания А-235 планировалось провести в 2013 г. На тот момент, принципиальных различий между А-235 и системой ПРО А-135 эксперты не отмечали.
По данным иностранных СМИ, 18 ноября 2015 г. состоялся первый успешный пуск ракеты комплекса «Нудоль» и третий пуск в программе испытаний ракеты комплекса. Предположительно, местом развертывания комплекса в системе ПРО А-235 будет бывший район базирования системы ПРО А-135 Нудоль под Москвой. Согласно замыслу, комплекс будет обладать возможностями по перехвату боевых частей баллистических ракет, а также космических аппаратов. В мае 2016 г. состоялись испытания элементов системы в рамках проведённых учений Военно-космических сил РФ.
Как отмечает военный эксперт, полковник запаса М. Ходаренок: «А-235 будет представлять собой классический вариант системы ПРО. Очень информированный источник в ВПК мне лично по поводу системы сказал следующее: «Работы ведутся, причём очень успешно».
Также, по словам эксперта, ввиду секретности проекта, точные сведения по системе А-235 в данный момент отсутствуют, но гипотетически можно предположить, что в тактико-техническом задании на разработку новой системы учитываются три следующих принципа: во-первых, система должна обладать способностью по неядерному перехвату, т. к. более ранние проекты противоракет оснащались ядерной боевой частью, что существенно сужало область их возможного применения, более того, применение противоракеты со спецзарядом фактически означало начало ядерной войны и исключало использование в рамках ограниченного вооружённого конфликта и других ситуаций подобного рода; во-вторых, система должна быть подвижной, без жёсткой привязки к какому-либо объекту или центру; в-третьих, она должна обеспечивать перехват на высоте не менее 500−750 км, то есть на низкой околоземной орбите.
Элементы системы
Для решения указанных задач, в систему предполагалось включить следующие элементы:
1) Средства управления
- Командно-вычислительный пункт.
- Автоматизированная система управления.
2) Средства обнаружения, селекции целей и наведения
- Радиолокационный комплекс информационного обеспечения «Киев».
- Многофункциональная радиолокационная станция «Нарва».
3) Боевые средства
- Стрельбовые комплексы «Кивач».
- Огневые комплексы «Илек».
- Многоканальный стрельбовый комплекс «Амур».
- Оптико-электронный комплекс самолётного базирования «Онега», предназначенный для атмосферной селекции головных частей баллистических ракет противника.
- Стартовые позиции противоракет со стартом ракет из транспортно-пусковых контейнеров.
- Противоракеты дальнего перехвата — А-925 (51Т6) и среднего перехвата неустановленной модификации (58Р6), ближнего перехвата ПРС-1М (45Т6), результат модернизации ракет ПРС-1 (53Т6).
4) Вспомогательные средства
Транспортные средства для перевозки и размещения средств системы, обеспечивающие оперативное развёртывание и свёртывание системы на местности.
Материально-техническая база.
Хронология испытаний
Сравнительная характеристика
Источник:
« Октябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |