Говорят, что в украинском селе Крымно несколько веков назад была построена дорога из конских зубов. Автором идеи был Граф Альфред Вроницкий. Для укладки дороги брались конские зубы и устанавливались вертикально, затем это все заливалось специальной смесью. Она состояла из известкового раствора и крошки. Ширина этой дороги составляла свыше 6 метров, а длина до 9 верст. Удивительно, но ее небольшой участок сохранился до нашего времени.
Давайте узнаем правда ли все это и для чего было сделано.
О происхождении этой дороги до сих пор ходят легенды. Говорят, когда в 1812 году остатки Великой армии Наполеона, гонимые Кутузовым, вторглись на Волынь, именно в этих местах — в непроходимых болотах — и вязла армейская кавалерия. Сколько тысяч людей и лошадей погребла топкая местность — подсчитать невозможно. Но когда со временем вода ушла, земля побелела от множества костей.
Так и лежали останки наполеоновской армии долгие десятилетия, пока на ум местному пану из села Крымное Старовыжевского района не пришло воспользоваться ими как бесплатным … стройматериалом.
ХИТРОУМНЫЙ ПАН
О Федоре Григоруке в Крымном сохранилась добрая память. Говорят, был управляющим у польского помещика Браницкого — присматривал за производством на сахарном заводе. В селе у него было приличное имение: до 30 соток земли, изба на шесть комнат, пруд, который специально для него вручную выкопали крестьяне, дорогая посуда, картины и великолепная библиотека. Рассказывают, был большим ценителем литературы и хранил редчайшие издания. Еще очень любил сирень — в саду, помимо множества фруктовых деревьев, красовалась сирень семи сортов.
От села до сахарного завода был очень плохой подъезд. Пан Григорук всерьез задумался о строении добротной дороги — ведь дело-то вел прибыльное. Как-то раз ему и бросились в глаза разбросанные по полям кости. Прикинул, что из останков может получиться неплохая дорога. Только подойти к строительству надо с умом. Он решил использовать не все, что было под ногами, — предложил селянам собрать лишь … челюсти погибших лошадей.
И в селе началось движение — крестьяне ринулись выполнять волю пана и возами свозить из окрестностей большущие зубы. Рассказывают, Григорук людям платил хорошо, потому и нанимались к нему охотно. Когда достаточно собрали материала, закипела работа. Технология невиданного доселе строительства была довольно простой — зубы укладывали корнями вниз, а сверху заливали бетонным раствором. Так вышла полукилометровая дорога шириной 10 метров. Вблизи, конечно же, поставили корчму …
ПАНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ
Личная жизнь у Федора Григорука сложилась не лучшим образом. Жена, говорят, была полоумной, умерла очень молодой. Детей так и не нажили. С тех пор много воды утекло. Панские корни потерялись в далеком прошлом. В период Первой мировой войны во время оккупации сахарный завод вывезли. Корчму уничтожили. С годами владелицей остатков панского имущества (в советское время земли переделили, множество ценностей разворовали) стала Мария Билец. Ей перепала панская обитель.
— Красотища-то какая была — не пересказать, — вспоминает хозяйка. — Сегодня из всего барского имущества мало что осталось. Старинные книги разобрало начальство — местное и из Луцка. Обещали вернуть, но до сих пор несут. От пруда осталась половина — соседи размежевали. Многие личные вещи пана Григорука несколько лет назад сгорели. Тогда во время пожара, спасая наше имущество, погиб мой муж Петр — на него упала балка.
Теперь во дворе отстроили новый дом для Марии Билец. Современный. К сожалению, от барского имения здесь теперь нет и следа. Но хозяйка охотно проводит меня в старый сад. А там указывает на маленькие источники:
— Здесь когда-то, еще во времена пана, были три колодца. В целости сохранился лишь один. На месте двух других бьют ключи. Какое бы жаркое лето ни было, а в нем воды и на каплю меньше не становилось — всегда полнехонький. К нему соседи идут, когда у них колодцы мелеют. И вода тут какая-то особенная: летом всегда студеная, а зимой теплая, аж дышит паром.
МЕСТНЫЕ ТАЛИСМАНЫ
От «лошадиной дороги» остался только небольшой кусок. Однако до сих пор местные жители выкапывают с картофелем или свеклой лошадиные зубы вели чиной … свыше 10 сантиметров! Прячут их на память — ведь уверены, что это именно те, «наполеоновские останки», которым вот уже почти 200 лет.
Уточнения:
В других источниках встречаются такие уточнения: Историю про эту дорогу я читал лет 20 назад. Там было написано, что где то рядом была скотобойня. Зубы были чаще коровьими. Зубов лошадей Наполеона, как и зубов самого Наполеона, там крайне мало.
Длина дороги была около километра. Участок который сохранился частично-150 метров.
А тот тут некоторые уже успели посчитать: 40 зубов, пусть даже 3*3=9кв.см, 9*40=360, верста больше километра, но пусть будет километр
переведу в сантиметры:640*900000=576000000 общая площадь дороги, 576000000/360=1 600 000 штук лошадей. Армия 30 000, пусть каждый имел по три лошади (на одной едет, одна грузовая, одна запасная). Это 90 000, пусть 100 000
А вот вам история про Зубы Джорджа Вашингтона и давайте вспомним, есть ли у улитки ЗУБЫ и посмотрим на Рыбу с человеческими зубами
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |