Stridsvagn 103 (Strv.103), также известный на Западе как «С-танк» (англ. S-tank — «шведский танк») — шведский основной боевой танк 1960-х годов. Рядом специалистов классифицируется не как танк, а как истребитель танков.
Имеет уникальную безбашенную компоновку с жёстко закреплённым в корпусе орудием, наведение которого осуществляется поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески. Первый в мире танк, на котором, кроме дизельного, можно было установить газотурбинный двигатель.
Strv.103 был создан в 1956—1961 годах для замены в шведской армии британских средних танков «Центурион». Серийное производство танка осуществлялось с 1966 по 1971 год, всего было выпущено 335 танков этого типа. Strv.103 составляли основу танкового парка Швеции вплоть до 1990-х годов, когда они были заменены современными основными боевыми танками «Леопард-2» и сняты с вооружения.
В первые послевоенные годы в Швеции новых танков не разрабатывалось. В 1953 году в Великобритании было закуплено 80 танков «Центурион» Мк 3 с 83,4-мм пушками, получивших обозначение 51П/-81, а позже еще около 270 танков «Центурион» МК 10 со 105-мм пушками.
Однако эти машины не вполне удовлетворяли шведскую армию. Поэтому с середины 50-х годов началось изучение возможности и целесообразности создания собственного танка.
При этом военное руководство исходило из следующей концепции: танк — совершенно необходимый элемент в системе обороны Швеции в настоящее время и в обозримом будущем, особенно для защиты открытых районов на юге страны и вдоль побережья Балтийского моря.
Особенности Швеции малая численность населения (8,3 млн. чел.) при большой территории (450000 км2), протяженность границ (1600 км с севера на юг), многочисленные водные преграды (свыше 95000 озер), короткий срок службы в армии. Поэтому шведский танк должен иметь лучшую, чем у танка «Центурион», защиту, превосходить его по огневой мощи, а подвижность танка (включая способность преодолевать водные преграды) должна быть на уровне лучших мировых образцов.
В соответствии с этой концепцией был разработан танк 51П/-103, известный также как танк «5».
В настоящее время шведской армии нужно 200—300 новых основных танков. Обсуждалось три варианта решения этой задачи: либо создать свой новый танк, либо закупить нужное количество танков за рубежом (свои танки предлагают практически все основные танкостроящие страны), либо организовать производство выбранного зарубежного танка по лицензии с использованием в его конструкции некоторых шведских компонентов.
Для реализации первого варианта компаниями «Бофорс» и «Хеглунд» организована группа, разработавшая техническое предложение по созданию танка «Стридсвагн-2000». Танк массой 58 т. с экипажем 3 человека, пушкой большого калибра (возможно 140-мм), спаренной с ней 40-мм автоматической пушкой, зенитным 7,62-мм пулеметом, должен иметь броневую защиту модульной конструкции, обеспечивающей высокий уровень защищенности.
Подвижность танка должна быть не хуже, чем у основных современных танков за счет использования дизеля мощностью 1475 л. с., автоматической трансмиссии, гидропневматической подвески, позволяющей, кроме всего прочего, изменять угловое положение машины в продольной плоскости.
Для сокращения времени и средств на разработку в конструкции должны применяться уже существующие компоненты: двигатель, трансмиссия, пулеметы, элементы систем управления огнём, защиты от ОМП и др., заново же должны создаваться лишь шасси в сборе, основное вооружение и автомат его заряжания.
В конце 80-х годов шведские фирмы «Хеглунд» и «Бофорс» приступили к разработке танка «Stridsvagn-2000», которым планировалось заменить устаревший «Центурион». Был даже выполнен макет этого танка в натуральную величину, однако в 1991 году руководство министерства обороны закрыло проект «Стридсвагн-2000» в связи с решением шведского правительства закупить основной боевой танк за рубежом.
В конкурсных испытаниях участвовали танки советский Т-80, М1А2 «Абрамс», «танки Леклерк» и «Леопард-2». Было закуплено 5 шт. Т-80 для проведения испытаний. Однако немцы предложили лучшие условия поставки, а их машина превзошла на испытаниях американский и французский танки. С 1996 года началось поступление танков «Леопард-2» в сухопутные войска Швеции. В начале 80-х годов шведскими специалистами были созданы и испытаны опытные образцы легкого сочлененного танка, получившего обозначение UDES XX 20 (он также назывался истребителем танков)
Его основное вооружение германская 120-мм гладкоствольная пушка (с дульным тормозом фирмы «Бофорс»). Она вынесена над корпусом передней гусеничной машины, в которой также размещается экипаж (три человека). Во второй машине находятся дизельный двигатель мощностью 600 л. с., боеприпасы и топливо. При общей боевой массе чуть более 20 т этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч, однако он остался в стадии опытного образца.
В 1960 году фирма «Бофорс» получила заказ армии на 10 опытных машин, и в 1961 году представила два опытных образца. После доработок танк был принят на вооружение под обозначением «5» и поставлен на производство в 1966 году.
Броневой корпус — сварной, внутри разделен на три отделения: силовое — в носовой части, боевое — в средней части и вспомогательное — в кормовой части машины.
На первых предсерийных образцах было установлено шведское 105-мм орудие L/62 «Bofors» с эжекционным устройством.
Основным орудием серийных танков является нарезная 105-мм пушка L74, жёстко закрепленная в основании корпуса машины, с механизмом автоматического заряжания. Во время стрельбы гильзы выбрасываются из танка через специальный люк, расположенный в корме танка, который открывается при откате пушки.
В качестве дополнительного вооружения на танке установлены три 7,62-мм пулемёта: два курсовых 7,62-мм пулемёта установлены на левой стороне люльки пушки и один 7,62-мм зенитный пулемёт — на башне командирской турели.
По обеим сторонам установки зенитного пулемёта расположены два четырёхствольных гранатомёта.
Ходовая часть танка состоит из гидропневматической подвески, металлических гусениц, четырёх опорных катков (на сторону) и ведущих колёс переднего расположения.
В силу специфической компоновки механик-водитель является фактически и наводчиком. Рабочее место командира оборудовано, помимо приборов наблюдения/прицеливания, собственными приводами управления, при необходимости он может брать функции механика-водителя на себя, осуществляя, таким образом, самостоятельное наведение оружия и поражение цели.
Третий член экипажа — радист, расположенный лицом к корме, также имеет полноценные дублирующие органы управления движением и может при необходимости брать управление на себя. Благодаря этому скорость танка при движении задним ходом в сравнимых условиях равна скорости прямолинейного движения вперёд.
За счет необычных компоновочных решений конструкторам удалось объединить в танке при ограниченной массе высокую защищенность, огневую мощь и хорошую подвижность. Требование совместить в конструкции танка высокие защищенность и огневую мощь с хорошей подвижностью при ограниченной массе было удовлетворено конструкторами прежде всего за счет необычных компоновочных решений.
Танк имеет безбашенную схему компоновки с "казематной" установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним - отделение управления, являющееся одновременно боевым. В обитаемом отделении справа от пушки располагается командир, слева - механик-водитель (он же наводчик), за ним, лицом к корме машины - радист.
Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208° и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания пушки. Принятая схема компоновки позволила удобно разместить в ограниченном объеме 105-мм нарезную пушку 174, выпускаемую фирмой "Бофорс" . По сравнению с базовым образцом ствол 174 удлинен до 62 калибров (против 52 калибров у английской).
Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник; живучесть ствола - до 700 выстрелов. В боекомплект входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и дымовыми снарядами. Возимый боекомплект составляет 50 выстрелов, из них - 25 с подкалиберными снарядами, 20 с кумулятивными и 5 с дымовыми.
Неподвижность пушки относительно корпуса позволила использовать сравнительно простой и надежный автомат заряжания, что обеспечило техническую скорострельность пушки до 15 выстр/мин. При перезарядке орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. В сочетании с установленным в средней части ствола эжектором, это значительно уменьшает загазованность обитаемого отделения.
Перезагрузка автомата заряжания происходит вручную через два кормовых люка и занимает 5-10 минут. Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески, в горизонтальной - поворотом танка. На левой стороне лобового листа в неподвижном бронекожухе установлены два 7,62-мм пулемета с боекомплектом 2750 патронов.
Наведение пулеметов осуществляется корпусом, т. е. пулеметы играют роль спаренных с пушкой, кроме того, устанавливался справа пристрелочный 7,62-мм пулемет. Стрельбу из пушки и пулеметов ведут командир танка или механик-водитель. Над люком командира машины на турели установлен еще один пулемет. Из него можно вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям, турель может прикрываться бронещитами.
Командир машины и механик-водитель имеют бинокулярные комбинированные оптические приборы ОРЗ-11, с переменной кратностью увеличения. В прицел наводчика встроен лазерный дальномер "Симрад".
Командирский прибор стабилизирован в вертикальной плоскости,а его башенка в горизонтальной. Кроме того, используются сменные перископические блоки. Четыре блока имеет командир - они установлены по периметру командирской башенки, один механик-водитель (слева от ОРЗ-11), два радист. Оптические приборы на танке прикрыты броневыми заслонками. Защищенность машины обеспечивается не только толщиной брони сварного корпуса, но и большими углами наклона бронедетапей, прежде всего верхнего лобового листа, малой площадью лобовой и бортовой проекций, корытообразной формой днища.
Существенным фактором является низкая заметность машины: из состоящих на вооружении основных боевых танков эта боевая машина имеет самый низкий силуэт. Для защиты от наблюдения противника по бокам командирской башенки расположены два четырехствольных 53-мм дымовых гранатомета. В корпусе выполнен люк для эвакуации экипажа. На танке 81П/-103 пушка тоже установлена в лобовом листе корпуса без возможности прокачки по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях.
Для преодоления водных преград на бортах расположены складные экраны, раскладывающиеся экипажем за 15 минут и дополнительно защищающие танк в сложенном состоянии. сверху и механик-водитель управляет машиной на плаву стоя на корме при помощи тросов-"вожжей". Скорость на плаву достигала 7 км/ч.
Strv 103 обладал уникальной гусеничной подвеской и мощным орудием, а низкий силуэт танка отлично подходил для организации засад. Однако, не обладая вращающейся башней, Strv 103 становился полностью беспомощным в случае повреждения его ходовой части.
Strv-103В — модифицированный танк, оснащенный новым газотурбинным двигателем мощностью 490 л.с., инфракрасными приборами и лазерным дальномером. На танк может монтироваться бульдозерное оборудование, используемое для подготовки огневой позиции, а также для расчистки завалов и обеспечения подходов к водным преградам. Серийно производился с 1969 по 1971 год.
Strv-103C — модифицированный танк, оснащенный дополнительно динамической и модульной броней в передней части корпуса. Установлена новая система управления огнем «Бофорс Аэротроникс» с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика, а также двуствольный 71-мм гранатомет «Бофорс Лиран» для осветительных гранат. Серийно производился с 1984 по 1989 год.
Strv-103D — последняя модификация, которая была предложена компанией Bofors в начале 90-х годов. Работы включали установку нового ГТД увеличенной мощности, наращивание брони, модернизацию СУО. С целью решения вопроса огромных мертвых зон у механика-водителя и командира-наводчика у машины появились элементы технического зрения. Машина была выполнена в единственном экземпляре, т.к. предпочли закупать немецкие Leopard-2.
Тактико-технические характеристики основного боевого танк STRV - 103
Боевая масса, т |
42,5 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина корпуса |
7040 |
длина с пушкой вперед |
8900 / 8990 |
ширина |
3630 |
высота |
2140 |
клиренс |
400 / 500 |
Вооружение: |
|
|
пушка калибр, мм 105 |
Боекомплект: |
|
|
50 выстрелов и 2750 патронов |
Двигатель |
для танка Strv-103A для танка Strv-103C |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0.87 / 1.19 |
Скорость по шоссе, км/ч |
50 км |
Скорость на воде, км/ч |
7 |
Запас хода по шоссе, км |
390 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м |
0,9 |
ширина рва, м |
2,3 |
Эксперты из западных стран признают его очень удачным, правда, рассматривают его при этом как истребитель танков.
В любом случае, основной боевой танк Strv 103 прослужил шведской армии с 1966 года до 1996, когда в неё начали поступать современные Леопард-2 , доказав, что необязательно копировать общепринятую компоновку, ведь можно пойти совершенно другим, своим, путём.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Strv_103
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |