Наткнулся на полезную инфу и не позволил это просто так оставить. Скомпилировал, выбрав лучшее. Смотрите и пользуйтесь. Правда, Мониторы это часть домашнего компьютера, которая дольше всего работает и её менять приходится крайне редко.
Большинство пользователей и потенциальных покупателей LCD-дисплеев, как это ни странно, не разбираются в действительно важных параметрах этих устройств, в голове у них, не редко, «каша» из десятка-других мифов о современных мониторах и индивидуальный взгляд на то, как должно быть. Вот только слово «должно» не применимо не только во многих жизненных вопросах, но и в области «мониторостроения», поскольку производители делают как могут и, безусловно, как они захотят. Поэтому пользоваться нам с вами предстоит тем, что предлагают и на что хватает денег, а самое главное в такой ситуации просто сделать правильный и полностью осознанный выбор. Но речь сегодня пойдёт не о том какой монитор «самый лучший», а о том, что следует уяснить для себя перед покупкой или, возможно, работая за своим дисплеем и мечтая о современной новинке. Приступим.
ОДИНАКОВЫЕ МАТРИЦЫ И ЗАВОДЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Многие люди думают, что у каждого бренда – производителя мониторов свои собственные матрицы, причём любых типов, будь то TN+Film, *VA или IPS типа. То есть Dell производит свои матрицы, BenQ свои, Acer свои, ASUS свои и, конечно, у Apple тоже свои эксклюзивные панели, которые никто не имеет право использовать, кроме «яблочников». И это, пожалуй, одно из самых больших заблуждений, поскольку правда совсем иная, а всё написанное выше - вымысел.
Среди производителей матриц можно выделить три основные для рынка компании и ещё пару не столь значимых. К первым относятся LG Display, AU Optronics и Samsung. Во вторую группу можно отнести Chimei Innolux и TP Vision, производящие в основном TN+Film продукты. Вместе эти производители обеспечивают, по меньшей мере, 95% потребностей всего рынка мониторов и да, даже любимая многими Apple использует панели одной из них (LG Display).
Более того, откроем «страшную тайну» – большинство из производителей работают по принципу аутсорсинга, то есть разрабатывают техническое задание и отправляют его на один из крупных заводов, в основном, конечно же, в Китае. Редкое исключение – Samsung и LG со своими заводами в Корее, но лишь некоторые их модели поставляются в Россию оттуда. В основном же, через какое-то время, и они начинают прилетать из Китая.
Нынешний лидер на рынке мониторов – Dell, пользуется услугами/производственными мощностями, как минимум трех крупных игроков на рынке (Winstron Corp., Qisda и TP Vision) и именно поэтому мы не редко отмечаем для себя разницу в качестве изготовления конечного продукта. Безусловно, многое зависит и от количества вложенных средств и требований, однако, мы не раз были свидетелями того, как мониторы разных компаний оказываются максимально схожи по элементам отделки и качеству сборки, что говорит лишь о том, что не всегда компании «запариваются» о том, чтобы сделать по-другому. Им важнее быстрее вывести модель на рынок и откусить свой «кусок пирога», всё остальное не важно!
Абсолютно естественно, что на этих же заводах производятся мониторы для многих других компаний, чему мы не раз находили подтверждения, а из этого следует и тот факт, что ни о какой выборке экземпляров/партий матриц для той или иной модели не может идти речи, если мы, конечно, берём в расчёт модели из масс-маркета. Всё это подтверждают и результаты тестирования, в которых, не редко, дисплеи с ценником отличным в 2-3 раза, но одинаковыми матрицами на борту, демонстрируют схожие уровни равномерности подсветки и прочие «похожести».
Откроем ещё одну «страшную тайну» - в более-менее современных мониторах (не старше 2 лет от момента выпуска в продажу), коих можно насчитать около 400-500 моделей, используется не более 30-40 моделей матриц (и это по самым оптимистичным подсчётам), правда, разных ревизий, что неизбежно с течением времени. В свою очередь это значит следующее – в большинстве похожих по ТХ моделях с не сильно отличным ценником, с вероятностью 95-99% используется одна и та же панель. Да, некоторые производители вкладываются в заводскую настройку, проводя компенсацию изначально «кривой» цветопередачи у матрицы, другие же ставят, что говорится – как есть. Отсюда появляется разница в результатах тестирования на точность цветопередачи, но не редко она отличается совсем незначительно, чем не оставляет смысла в дискуссиях о том, кто же делает мониторы качественнее с точки зрения цвета. К тому же, не всегда всё бывает плохо – попадаются матрицы с изначально качественной настройкой, не требующей правок и тогда производителю монитора можно порадоваться.
Отсутствие собственных производственных мощностей имеет свои очевидные минусы – невозможно выдавать стабильный продукт по каждому из параметров. Достаточно того чтобы на завод приехала новая партия матриц от какой-нибудь LG Display, и будущая поставка мониторов окажется с совсем иной цветопередачей по умолчанию. Именно поэтому сложно рекомендовать монитор, который был протестирован полгода-год назад к покупке «здесь и сейчас», ориентируясь на прошлогодние результаты. Никто не может дать вам 100% гарантию, что вы получите тоже самое, что и в каком-нибудь обзоре. Так что самостоятельный осмотр при покупке и в дальнейшем проведённая ручная настройка и калибровка никогда не помешают! Если вас, конечно, интересует не только диагональ и разрешение, но и точная цветопередача. Если же нет, то этим можно пренебречь.
Тип матрицы
Матрица — это поверхность, формирующая изображение на мониторе. Наиболее распространенные типы матриц: TN, VA, IPS.
TN (или TN+film) хорошо воспроизводит динамичные игровые сцены, но обладает относительно небольшими углами обзора и отображает меньше оттенков, по сравнению с более совершенными типами матриц.
VA (MVA, PVA) характеризуется большими, чем у TN углами обзора и более высокой контрастностью. Но на такой матрице остается «шлейф» от силуэтов в динамических сценах игр или фильмов.
IPS (или SFT) отличается практически идеальными углами обзора и отличной цветопередачей, но не все IPS-мониторы подойдут для игр из-за относительно большого времени отклика. В последнее время IPS-матрицы вытесняются более современными H-IPS, где время отклика уменьшено, а контрастность повышена.
Мониторы с PLS матрицей
Данные модели мониторов появились совсем недавно и разработчиком PLS матрицы является компания Samsung. Не удивительно, что большинство мониторов компании Samsung оснащены именно PLS матрицей. По сути, PLS матрица по восприятию и ощущению — это такая же, как и IPS матрица. Разница лишь в методе изготовления данных матриц. Также, с моей точки зрения, огромным преимуществом матриц PLS от компании Samsung — является технология, которая называется Flicker Free. Эта технология позволяет максимально сильно занизить блики и мерцания монитора, что позволит вам очень долго смотреть на монитор без усталости глаз. Именно такая матрица формата PLS у автора данной статьи и он ей очень доволен, так как матрица PLS позволяет очень долго работать за компьютером для меньшего напряжения для глаз. Цветопередача PLS матрицы, как уже говорил, находится наравне с матрицами IPS.
Подключение
Перед покупкой монитора следует удостовериться, поддерживает ли он нужный вам способ подключения к компьютеру.
VGA — уже устаревший тип подключения, использующий аналоговый сигнал для передачи видео. Использовать VGA стоит только в случае отсутствия любого другого способа подключения.
DVI — цифровой тип передачи видеосигнала, некоторое время назад служивший стандартом де-факто для подключения монитора к компьютеру. Сегодня вытесняется более универсальным HDMI.
HDMI — современный тип подключения с возможностью передачи не только видео-, но и аудиосигнала. Используется в мониторах как основной тип подключения.
DisplayPort — наиболее продвинутый стандарт интерфейса подключения мониторов и домашних кинотеатров к компьютеру с максимальными возможностями. Мониторы с высоким разрешением (3840x2160 и выше), а также с высокой частотой обновления (120 или 144Гц) подключаются только с помощью DisplayPort.
Диагональ
Диагональ — это размер экрана, традиционно исчисляющийся в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Минимально комфортный размер экрана для стационарного компьютера — 21 дюйм. У мониторов диагональю 21 – 24 дюйма на сегодняшний день лучшее соотношение размера экрана и цены.
Мониторы с диагональю 27 – 32 дюймов чаще всего покупают для игр, просмотра видео и работы с несколькими окнами. Дисплеи большего размера (от 32 дюймов и выше) используются в профессиональных целях дизайнерами, видеоинженерами, разработчиками 3D.
Настоятельно рекомендуется покупать только большие мониторы с диагональю 24 дюйма и выше по нескольким причинам:
Соотношение сторон
В настоящее время практически все выпускаемые мониторы — широкоформатные, с соотношением сторон 16:9 или 16:10. Первые предпочтительнее для любителей кино и сериалов, поскольку черные полосы вверху и внизу экрана будут тоньше, чем при соотношении 16:10.
Еще комфортнее смотреть кино на мониторах с соотношением сторон 21:9 — «родным» для выпускающихся на Blu-ray фильмов. Также на таких мониторах удобнее работать, если нужно постоянно держать открытыми несколько окон с приложениями. Для компьютерных игр это нестандартное соотношение.
Разрешение
Разрешение экрана — это количество точек (пикселей), помещающееся на экране. Чем больше разрешение и больше точек, тем четче картинка. Разрешение принято указывать как произведение пикселей по горизонтали и вертикали. Помимо цифрового обозначения используют и буквенные наименования: Full HD (1920x1080), HD (1366x768), QHD/2.5K (2560x1600, 2560x1440), 4K (3840x2160). Для разных диагоналей существуют различные рекомендуемые разрешения:
21 – 24 дюйма: Full HD (1920x1080) или более простой и доступный вариант 1600x900.
27 – 32 дюймов: QHD (2560x1440), более бюджетный вариант — Full HD (1920x1080).
32 – 45 дюймов — 4K (3840x2160) или QHD (2560x1440).
КУДА И КАК ДВИЖЕМСЯ
Нынешний тренд – увеличение диагонали экрана и от него уже никто не откажется. Можно долго ругаться и/или плакать «в подушку», говоря о бездушных производителях, но про небольшие диагонали (меньше 23-24 дюймов), как и стандарты 1:1, 4:3 и 16:10 они забыли и вспоминать особо не хотят. Остались эксклюзивные модели, выпуском которых занимаются единицы производителей, но их тяжело достать и стоят они не очень адекватных денег, а поэтому смысл в покупке, если вы, конечно, не «ретроград», резко падает.
Не остановить тренд и на изогнутые панели. Нет смысла спорить о том, хуже ли это или лучше для восприятия, мешает ли профессиональной работе или нет (дело привычки, ИМХО). Тут нет однозначного мнения, хотя, похоже, у производителей по этому поводу свои мысли и ответ только один – «будем делать изогнутые мониторы во что бы то ни стало!». В основном эта участь уготована крупным моделям ультрашироких форматов 21:9 и 24:10, хотя в компании Samsung пытаются приучить потребителей к изогнутым панелям в мониторах размером от 25 дюймов, что им медленно, но верно удастся сделать.
Тем, кому безумно нравятся TN+Film панели (а такие, поверьте, есть) и они не видят их проблем, мы не завидуем. Ведь производители массово переходят на *VA и IPS-type-решения, что в сегменте обычных моделей для дома (всего и вся), что для игровых новинок из самых разных ценовых уровней. У каждого типа матриц есть свои приятные и неприятные особенности, а поэтому идеальный монитор мы всё равно не получим. Это сложно, как с точки зрения технологий, так и не выгодно для всех компаний. Нужны отличные друг от друга товары с разным уровнем доступности-ценой, ведь только тогда можно охватить максимально широкую аудиторию и создать конкуренцию (а то ФАС будет негодовать!), как среди соперников, так и внутреннюю.
НАШИ ВРАГИ – МАРКЕТОЛОГИ
Заходя на сайт любого производителя или читая очередной анонс монитора, каждый из вас «заливает» себе в уши сладкую, а порой и очень приторную, отборную чушь от отдела маркетинга и рекламы той или ной компании. Копирайтеры-профессионалы превосходно знают свою работу и выполняют её на все 200%. Но грамотный, внушающий доверие текст не был бы столь интересен без красочных картинок, говорящих, чаще, даже больше. Одна проблема – практически все эти «говорящие картинки» - сильное преувеличение фактов, искусно спланированное враньё или попытка найти достоинства, которые уже мало кого интересуют (они попросту есть уже у всех!).
Так часто нам показывают сравнительные картинки мониторов с матрицами с разной разрешающей способностью, демонстрируя «жирный пиксель» на Full HD и кристально чистую картинку на 4К мониторе, хотя все прекрасно понимают, что наши с вами глаза – не микроскоп вовсе, а поэтому о такой визуальной разнице можно только мечтать. Ещё смешнее это смотрится, когда маркетологи сравнивают FHD и WQHD, а результат у них примерно тот же, что и сравнивая с 4К.
Красиво смотрятся и нарисованные сравнения между 60, 120 и 165-240 Гц. В первом случае вам показывают, как всё смазано, а дальше чёткость картинки быстро возрастает, хотя и тут, о такой разнице в реальной работе можно только мечтать. Никто же из вас не жалуется на безумные шлейфы на хорошем 60 Гц мониторе!
Смех начинается, когда производители возвышают свои системы обработки картинки, превознося их к небесам и демонстрируют всю убогость картинки по умолчанию. Спрашивается - если это так, то зачем использовать такие плохие матрицы? Что ещё интереснее – по факту, в своей основной массе, все эти «улучшатели» работают в обратную сторону и приходится их все выключать, чтобы выжать из установленной панели её максимум и получить наилучшее качество картинки.
Чего только стоят различные «технологии» (мы не зря взяли это слово в кавычки) увеличения резкости картинки, обещающие сделать из «мутного Full HD изображения» чуть ли не подобие Ultra HD. Определённые компании включают их по умолчанию и далеко не каждый пользователь догадается почему с изображением на его новом мониторе что-то не так: какие-то неприятные контуры на мелком шрифте, глаза постоянно за что-то «задевают» и картинки на экране просто не даёт расслабиться и спокойно заняться обычными делами. Бывает доходит до откровенного бреда, когда инженеры/программисты компаний предлагают сразу по две системы «улучшения резкости», имеющие, правда, совсем отдалённое черты систем, действительно помогающих при работе за монитором.
Хочется задать много вопросов и к демонстрационным картинкам, на которых не помещается фотография, прекрасно себя чувствующая на «правильном мониторе» с точки зрения производителя. На кого это рассчитано? На школьника, которому только начали преподавать информатику или человека в возрасте, севшему за ПК совсем недавно? А резко увеличенное рабочее пространство при переходе на модель нового формата, но с небольшим разрешением – что это?
Что за дичайшие полосы на картинках с мониторов с ШИ-модуляцией? Как же мы все с вами работали (а некоторые работают до сих пор) за моделями с ШИМ и не знали проблем? Изображение не рвётся на множество отдельных кусочков и соответственно не устрашает своим внешним видом, а Flicker-Free модели, лишь в теории, действует на наши с вами глаза меньше. Но ведь это не единственный вредный фактор, их остаётся много и подсветкой без мерцания проблему усталости, красноты глаз и головных болей, однозначно, не решить. А увидеть эффект как на картинке производителя можно лишь на экране фото или видеокамеры при определённых параметрах выдержки, но никак не глазами (исключение, пожалуй, только крайне низкая частота в 100-120 Гц).
Очень красиво до нас пытаются донести все плюсы новейших систем «ухода за глазами» аля Low Blue Light. Якобы с ними вы сможете работать весь день не зная, что такое усталость, а без LBL глаза выпадут уже через пару часов беспрерывных трудовых мучений. О том, что это всего лишь функции снижения яркости подсветки вместе со снижением цветовой температуры, что можно было сделать за мониторами 10-15 летней давности, нам, почему-то, сообщить на торопятся.
Примерно такое же удивление вызывают картинки-фотографии «безрамочных» мониторов, где внутренние чёрные рамки или отсутствуют вовсе, или выражены на общем фоне минимально. По факту же оказывается, что рамки на таком мониторе на уровне 3-4-летних предшественников, а, в лучшем случае, по 3-5 мм с трёх сторон, а если совсем повезёт, то и со всех четырёх.
А что происходит, когда производители пытаются доказать превосходство *VA-решений с заявленной контрастностью в 3000-5000:1 по сравнению с IPS-type-монитора с цифрами порядка 800-1200:1 и вовсе не поддаётся объяснению. Нас пытаются заверить, что глубина чёрного прямым образом влияет на общую контрастность картинки, какой бы она не была. И что на прочих мониторах она фактически «бесцветная», не живая, так что – «покупайте наши *VA-мониторы».
Не далеко ушли от этого цирка и производители профессиональных и очень дорогих решений. Всеми правдами и неправдами они значительно преувеличивают достоинства своих мониторов по сравнению с обычными дисплеями от других компаний. Вам расскажут насколько плохой у них тональный диапазон, ступенчатые градиенты, ужасающая равномерность подсветки, неправильные цвета и, что вообще – они целиком и полностью – неправильные! Часто доходит просто до смешного, но, почему-то, это никого не смущает и всё продолжается из года в год.
Занимаются этим, к слову, и более популярные и «массовые» производители. Правда, степень преувеличения действительности в их случае не чуть не меньше, чем у той же EIZO или NEC. Не забывайте об этом и не видитесь на красивые картинки-сравнения.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В этом разделе мы повторно пройдёмся (только в несколько иной форме) по постулатам, отмеченным выше, и затронем распространённые мифы, мешающие быстро и без проблем решить вопрос выбора будущего монитора и создающие неправильный образ того, с чем приходится иметь дело на данный момент, вследствие чего получается не верные выводы относительно современных моделей.
Многих пользователей мониторов заботит шим-эффект. ШИМ - "широтно импульсная модуляция". В переводе на русско-хозяйственный означает, что белые пиксели не светятся ровно, а "выстреливают" светом много-много раз в секунду. Зачем это надо? Так тов. Ляктронному Микросхему удобнее устанавливать яркость. Длиннее импульс свечения - выше визуальна яркость. Отдельные импульсы незаметны, поскольку идут с высокой частотой и сливаются в глазу (мозгу) потерпевшего в одно, якобы непрерывное, свечение.) Но наши таки могут установить наличие этого безобразия! Раскроем секрет:
Если всё получилось, то - поздравляем! У вас монитор с шим-эфектом.
Реальность состоит в том, что всё крайне индивидуально. Огромное количество пользователей работали и продолжают работать за мониторами с ШИМ в 180-240 Гц (модели 4-5-летней давности и старше) и не знают проблем, даже при проведении за монитором по 12+ часов, как за моделями с ламповой CCFL-подсветкой, так и светодиодной: W-LED, GB-LED, RGB-LED. Противопоставить им можно покупателей современных мониторов без ШИМ, некоторые из которых жалуются на быструю усталость и резь в глазах на самых разных дисплеях;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги этого материала, мы хотели бы отметить, что знание рынка мониторов – вовсе не тоже самое, что и знания в области цветовосприятия и цветовоспроизведения. А поэтому делать глубоко идущие выводы и распространять их в сети исключительно на основе своего небольшого опыта – не самое лучшее, что вы можете сделать.
Современный рынок может предложить мониторы на любой вкус и кошелёк, каждый из которых будет обладать не только большим списком достоинств, но и недостатков, которых, безусловно, будет значительно меньше. Главное – грамотный и трезвый подход, в котором не будут принимать участие, когда-то и где-то услышанные выводы того или иного «форумного война». Если же ориентироваться только на них, то вы так и продолжите ждать год за годом в надеждах что производители выпустят идеальный по всем параметрам дисплей почти за копейки. Но этого не случиться никогда… Удачи в правильном выборе!
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |