«Фактически мы выпускаем социальных дебилов»: ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, о навыках будущего. Это выражение облетело сеть и вызвало массу негодований. Но так ли всё однозначно и просто. Может система давно устарела и уже давно вместо специалистов наши учебные заведения выпускают дебилов социальных? Давайте поговорим об этом.
Какие ключевые навыки будут нужны нам через десять лет, и кто должен их прививать — школа или вуз? Когда отпадет необходимость изучать иностранные языки и чему должна обучать школа? Об этом на встрече с журналистами рассказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.
ВШЭ – это национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Один из ведущих и крупнейших университетов России. Федеральное государственное высшее учебное заведение (национальный исследовательский университет), созданное в 1992 году. Находится в Москве. Также имеет кампусы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
Часто применяют официальное сокращение — НИУ ВШЭ. Также среди студентов и сотрудников университета нередко используется неофициальное сокращение — «Вышка». Участник Проекта 5-100 (Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров).
По мнению ректора ВШЭ, в школах должны учить детей работать с большим объемом данных, вести поиск, отбирать нужную информацию. В вузах должны быть курсы по "работе с большими данными". "У каждых свои: у лингвистов свои, у транспортников свои", - заметил он. Важную роль Кузьминов отводит и коммуникации "Если мы хотим обратить на себя внимание, то должны быть заметными.
Следовательно, нужно развивать компетенции в области дизайна, в области презентаций и просто коммуникационные вещи", - считает ректор. Коммуникационные навыки он призывает развивать, начиная со школы и заканчивая институтом. Главной проблемой он назвал то, что современный школы и техникумах России не дают необходимых знаний в области иностранных языков, финансов и права. "Фактически мы выпускаем социальных дебилов, то есть людей, которых могут «развести» в важнейших для них вопросах", - уверен ректор.
Ну а если не вырывать из контекста можно еще кое-что уловить:
На мой взгляд, компетенции будущего, которые сейчас видны, — это в первую очередь цифровая культура. Умение работать с большими данными, умение вести поиск, умение отбирать нужную информацию в потоке данных… Это наиболее общие умения, которые должны формироваться в общеобразовательной школе. Вуз — поздновато для культуры выбора, культуры выхватывания нужной информации из огромного потока данных, которые нас окружают.
Вторая компетенция, которую я выделил бы, — это работа с большими данными. Это как раз задача для вузов, и мы вводим сейчас на всех без исключения образовательных программах, включая филологов и философов, курсы по работе с большими данными. Наш факультет компьютерных наук вместе с «Яндексом» как раз сейчас создал команду и работает со всеми научными группами, чтобы выяснить, что же для их профессионального знания представляют собой большие данные. У каждых свои: у лингвистов свои, у транспортников свои… Откуда их можно брать, какого рода специфические инструменты должны преподаваться... Но это, совершенно очевидно, не менее важно, чем линейная алгебра, бухгалтерский учет или статистика.
Третье перспективное направление — это коммуникации. Не надо забывать, что мы для окружающих — часть того потока информации, который перед ними протекает. Если мы хотим обратить на себя внимание, то должны быть заметными. Следовательно, [нужно развивать] компетенции в области дизайна, в области презентаций и просто коммуникационные вещи.
Коммуникационные вещи — это опять же задача общеобразовательной школы. Мы должны развивать навыки самопрезентации, навыки взаимопонимания, работы в группе, доклада перед аудиторией и умение удержать ее интерес. Более специфические инструменты, примером тому является дизайн, — это задача специфическая для высшей школы.
Еще есть набор обязательных знаний нового поколения, который сейчас активно обсуждается применительно к общеобразовательной школе. Это три компонента: иностраннный язык (речь идет, как правильно [министр образования] Васильева сказала, о том, что английский язык является не иностранным языком, он является языком международного общения, поэтому мы должны его осваивать в обязательном порядке на рабочем уровне), знания в области финансов и знания в области права. Сейчас общеобразовательные школы и техникум выпускают людей практически без этих знаний.
Техникум с какими-то кусочками, а две трети образовательных школ, где экономика и право не преподаются, вообще без них. Фактически мы выпускаем социальных дебилов, то есть людей, которых могут «развести» в важнейших для них вопросах: трудоустройстве, продаже своей квартиры, взятии кредита… То есть мы людей не предохраняем от манипулирования ими в ключевых вещах. Это было возможно в Советском Союзе, где человек рассматривался как винтик и все ему было предписано, но сейчас человек работает на рынке, он сам несет за себя ответственность, и мы его обязаны обучать.
Вот такого рода компетенции, конечно, нужны, это задача ближайшего будущего. Если компьютерное моделирование и компьютерный перевод будут продвигаться сколько-нибудь быстрыми темпами, мы сможем увидеть потрясающую революцию, мы можем увидеть умирание необходимости освоения иностранного языка вообще. Это, наверное, перспективы скорее пятнадцати-двадцати лет, чем десяти, поэтому, наверное, пока вот эти вещи остаются важными.
Несчастного ректора уже обвинили в том, что он считает английский язык вторым государственным и всех называет дебилами. Но если вчитаться можно почерпнуть умного и здравого. С чем-то можно не согласиться и поспорить. Но прогресс и будущее ответит на вопросы, когда прекратят выпускать дебилов.
Источники:
https://www.rusdialog.ru/news/123436_1507778819
https://indicator.ru/article/2017/10/09/kuzminov-rektor-vshe-o-kompetenciyah-budushego/
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |