Считается, что сознание есть результат работы нашего мозга. Сформулировать точные условия его возникновения, по всей видимости, не просто, поэтому по сей день их не существует. Ученым не известно в какой именно момент человек начинает ощущать себя как обособленное от внешнего мира «Я», и что же такое особенное происходит у нас в голове, когда появляется сознание. Гипотезы, безусловно существуют, но точный ответ пока не дан.
Однако точно можно сказать, что появляется сознание не произвольно с течением нашего физического развития, а в результате социального взаимодействия, воспитания и наших действий во внешнем мире. Существует несколько примеров, которые отлично доказывают эти гипотезы.
Один из них — пример с слепоглухими. В этом случае человек оказывается в состоянии, в котором он не способен к привычному нам развитию, а практически полностью отрезан от внешнего мира. Без усиленной посторонней помощи он обречен. Но при должной поддержке, стараниях и упорстве может произойти настоящее чудо. Есть возможность не только спасти таких людей, социализировать их, но и сделать их сознательными. Буквально, зародить в них душу.
Слепоглухонемые
Крайне редко, но порой случается, что человек рождается одновременно глухим и слепым. К этим двум порокам автоматически прибавляется неспособность говорить, хотя теоретически развитие речи все-таки возможно. По каким причинам происходит такое не суть важно, но назвать произошедшее можно не иначе как настоящая трагедия.
Слепоглухота — врожденное или приобретенное одновременное нарушение слуха и зрения (слепота и глухота).
Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания. Однако эти дети имеют возможность разностороннего развития, которая реализуется в процессе специального обучения. Общение с окружающими при слепоглухоте осуществляется с помощью дактильно-контактной речи, для общения со слепо-глухонемыми применяют также клавишные приборы — телетакторы. В СССР (в Сергиевом Посаде) организовано учреждение для слепоглухонемых, где они овладевают необходимыми знаниями и трудовыми навыками.
Мировую известность приобрели слепоглухонемые Э. Келлер (США), которая в начале XX века получила высшее образование и стала доктором философии, советский психолог и литератор О. И. Скороходова и слепоглухой психолог и педагог А. В. Суворов, кандидат философских наук, президент Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» С. А. Сироткин, а также Лора Бриджмен и Элис Беттеридж.
В настоящее время термин «слепоглухота» используется вместо термина «слепоглухонемота», поскольку речь чаще всего не страдает и подлежит восстановлению.
Такой человек целиком и полностью отключен от внешнего мира и многие его функции, связанные с взаимодействием с окружением, атрофируются и или полностью деградируют. Единственный способ, через который он способен хоть как-то действовать — тактильные ощущения. Но любое прикосновение к чему-либо пугает его, поэтому ситуация кажется тупиковой и безвыходной. Хотя это и не совсем так.
Наиболее серьезная проблема здесь в том, что у слепоглухого полностью отсутствует хоть какие-то признаки психики. Мозг такого человека растет в объеме, как и заложено в ДНК-программе, но нейронные связи не образуются, а значит какие-либо психические функции просто не могут существовать. Эти несчастные маленькие люди не обладают тем ощущением, которые мы привыкли чувствовать, как «душа». Они обречены не осознавать себя без серьезной воспитательной работы. Без посторонней помощи они не способны даже на малейшее действие, направленное на внешний мир, которое подразумевает участие психики. И практически любые попытки исправить ситуацию обречены на провал.
Психологи и воспитатели сравнивают таких людей с растениями, которые только увеличиваются в размерах если их вовремя поливать. Но к счастью существуют методики, благодаря которым таки удается поправить ситуацию.
Описываются методики, благодаря которым из, казалось бы, безвыходной ситуации воспитываются люди, которые были способны взаимодействовать в социуме, у них появляются все то, что присуще большинству из нас: интерес к внешнему миру, способность чувствовать, проявлять волевые усилия и такая привычная нам способность осознать себя.
Один из наиболее феноменальных случаев «исцеления» во всем мире произошел с Хелен Адамс (США), которая, потеряв способность видеть и слышать в 16 месячном возрасте, обучалась жить несмотря на свои серьезные пороки. В результате женщина прожила более чем полноценную жизнь дожив до 88-ти лет, получив высшее образование и написав 7 книг различной тематики.
Долгое время считалось, что этот случай скорее уникален в своем роде и повторить это чудо практически невозможно. Позже российские ученые, психологи и воспитатели показали, что этот результат можно повторить. Приведен пример, когда из интерната под Москвой вышли четверо, которые окончили факультет философии МГУ, занимались научной деятельностью в области философии, психологии. Остальные же обучались ухаживать за собой, общаться с людьми, ориентироваться в городах, получали профессию, участвовали в партийных съездах и т.д.
В Российской Федерации поддержку слепоглухих людей осуществляет благотворительный фонд «Со-единение». В России получил развитие инклюзивный театральный проект «Прикасаемые» с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров. В Израиле существует театр «Актерский ансамбль „Налага’ат“» при одноименном обучающем и досуговом центре для людей с поражением слуха и зрения, состоящий из 11 полностью или частично слепоглухих актеров, гл. обр. с синдромом Ушера.
«Душа» — это не какая-либо неведомая субстанция, которая неведомым образом таится в нас, это, прежде всего, результат нашего социального взаимодействия, воспитания и действий связанных с окружающим миром. Ребенок не обретает душу в момент оплодотворения яйцеклетки или рождения. Осознание себя приходит постепенно шаг за шагом с течением некоторого времени. Мы не можем помнить себя во время рождения или же в утробе матери, так как сознание открывается нам немногим позже.
Сознание тоже растет и порой даже случается так, что оно не состоянии проявиться вовсе, как в нашем примере. И очень здорово, когда с этой патологией можно что-то сделать, буквально вселив в человека душу.
Догмат о существовании в человеке особой сущности - души, является одним из важнейших в христианской антропологии. Однако четкого определения понятия "душа" ни один богослов не дает. Следует сказать, что душа есть и у животных (сознание, темперамент, эмоции, индивидуальные черты характера, передающиеся по наследству и т.д.).
Но у человека, помимо животной души, есть дух. Дух - это то, что отличает человека от животных, это некая целостность в человеке, обладающая самосознанием и способностью любить и волить. Вопрос, когда в человеке появляется животная душа, не представляет интереса: этот процесс идентичен у животных и у человека - живые существа получают душу от родителей, как одно из базисных свойств своей природы, как инстинкты и рефлексы. А интересует нас зарождение духа - как и откуда он появляется. Говоря о зарождении человеческой души, нужно иметь в виду именно дух или дух + животная душа.
В Библии вопрос о том, как и когда появляется в каждом новом человеке душа, никак не освещен. Поэтому в вопросах зарождения человеческой души принято ссылаться на авторитет Святых Отцов, которые, как признает Церковь, могут и заблуждаться, и прямо полемизировать друг с другом. Предположение, что именно Бог каждый раз при каждом зачатии создает новую душу, которая входит в человеческое тело при зачатии или рождении, является наиболее распространенным (да, пожалуй, и единственным, после признания идеи предсуществования душ ересью) среди Отцов Церкви, однако имеет ряд серьезных недостатков, как в области теории, так и в области практики. Рассмотрим их последовательно.
Практическим возражением против данной идеи является факт существования детей-маугли. Это эксперимент, который иногда ставит сама природа - дети, потерявшиеся в возрасте 1-2 лет и лишенные человеческого общества, вырастают в "чистых" условиях, без чьего-либо влияния, и в них мы, теоретически, должны видеть все, что вложено в человека изначально - совесть, душу и т.п. Однако на самом деле все дети-маугли, которых отлавливали в возрасте 8-12 лет, оказывались полностью лишенными чего-либо человеческого. Они становились животными, без каких-либо следов самосознания, души или совести, причем если ребенок был найден в возрасте старше 5 лет, вернуть его в человеческое общество и развить в нем человеческие качества было невозможно. Следовательно, если предоставить младенцу развиваться от рождения самостоятельно, вне людского общества, в человека он не разовьется. И нет смысла говорить о душе, которая дается человеку при зачатии или рождении.
Теперь рассмотрим выводы, которые следуют из этой теории. Если предположить, что Бог творит душу при зачатии и тогда же влагает ее в тело будущего человека, то возникают неразрешимые противоречия с наследованием последствий первородного греха, с тем, что человеческая душа несовершенна и склоняется к злу. Так как греховность человека именно в душе, в удобопреклонности воли ко греху, в тлении произволения. Получается, Бог творит дефективную душу? Такое предположение абсурдно: совершенный Бог творит все совершенное и не влагает в свое творение ничего дурного, поэтому предположение о том, что Бог вкладывает в тело созданную Им душу при зачатии или рождении - неверно.
Возражением из области богословия будет то, что творение, как нам известно из Священного Писания, завершилось в 6 дней и неясны основания, на которых Богу приписывается непрестанное, каждодневное, можно сказать, конвейерное производство человеческих душ. "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения. Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размножайтесъ, и наполняйте землю (Быт. 1:28)" (Св. Иоанн Дамаскин). Более того, если мы признаем истиной создание души в момент зачатия, нам прийдется признать, что Бог либо несвободен, либо неблаг, либо неразумен. И вот почему: как известно, у женщин встречаются такие формы бесплодия, как невынашивание. Женщина даже не подозревает, что каждый месяц она беременеет, а ровно в срок менструации у нее происходит выкидыш.
И что же, каждый раз Бог создает новую душу, зная, что через пару недель эта новая душа стопроцентно погибнет? Очень большое число женщин пользуются таким средством контрацепции, как внутриматочная спираль, которая дает точно такой же эффект: выкидыш в срок месячных. И тут Бог, как дурак, создает каждый месяц по нескольку миллионов изначально обреченных душ? Я думаю, каждый согласиться, что давать душу нескольким клеткам, которые обречены на гибель - неразумно и жестоко.
И почему Бог, свободная Личность, не может выбирать по своему всезнанию и усмотрению, давать ли душу тому, что еще не является человеком и прекратит существование меньше, чем через месяц, или нет? Или Бог не так уж свободен, раз, по мысли Святых отцов, должен что-то совершать не по своему желанию, а по обязанности, невзирая на обстоятельства? Или Бог не благ, раз не дает такому огромному количеству душ увидеть белый свет? Или гибель до рождения не так уж плоха для человека, раз Бог считает, что не родиться на свет для души - благо и дает ее, несмотря ни на что?
Многие думают, что Бог свободен, разумен и благ. Неразумно предположение о создании души в момент зачатия. У меня есть другое предположение о душе, которое не противоречит ни фактам, ни логике, ни Священному Писанию. Душу человеческую действительно творит Бог. Но Он не делает это ежесекундно. Так же, как когда-то Бог сотворил жизнь, так Он сотворил душу. И как все живое передает жизнь своим потомкам, так и человек способен передать то, что создал Бог, своим детям. Св. Иоанн Дамаскин: "И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев.
Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе семенную силу." Иоанн Дамаскин заблуждается, считая семя носителем души. Человек передает душу своим детям иначе, чем жизнь.
Дух, как и всякая сложная сущность в этом мире, возникает в человеке постепенно (каждый, у кого есть дети, наблюдал этот процесс). С момента рождения человек погружается в человеческое общество, вступает в эмоциональные и физические связи с миром и людьми, и начинается процесс сотворения души. Сначала родители направляют этот процесс, обучая ребенка языку и базисным понятиям, без которых невозможно мышление и самосознание, затем человек, обретя вышеозначенные способности, начинает свой собственный путь, и развитие его души уже зависит от него самого, а не от окружающих. Точной "датой" появления в человеке собственной души можно назвать время появления самосознания (это можно заметить по тому, что ребенок перестает называть себя в третьем лице и начинает говорить о себе "я"). Каждый человек помнит себя только с определенного момента в прошлом, с момента появления самосознания. После этого человеку еще предстоит изучить и научиться пользоваться своим новообретением - своей душой. Человек также еще не обладает в полной мере главными отличительными качествами души: способностью любить и волить, - у него есть только зачатки этих способностей: привязанность и капризность.
Таким образом, развитие человеческой души можно разделить на 3 периода:
эмбриональный период (с появления на свет до осознания своего "Я");
рождение - собственно появление самосознания;
период независимого, самостоятельного развития, направляемого уже самим человеком.
Жизнь не может возникнуть вне живого, и человек не может стать человеком и обрести душу вне людей. Можно провести такую параллель: как зародыш, не имея еще собственной полноты жизни, не может существовать отдельно от того тела, от которого он эту жизнь перенимает, так и ребенок, в ком еще не образовалась собственная, имеющая возможность существовать и развиваться самостоятельно душа, будучи отделен от людей, которые передают и создают в нем душу, погибает душевно и становится животным.
Бог дал людям язык, душу и совесть, Бог дал людям Святого Духа - и люди должны передавать эти дары другим людям, а не Бог. Человек рождается животным, но он может стать человеком, причастившись другим людям.
Исследователи заявили, что душа человека находится в клетках головного мозга. Ученые считают, что душа находится в микроскопических трубочках клеток головного мозга. Эксперты основывались на том, что после смерти у человека резко снижается мозговая активность, при этом информация, отложенная в микротрубочках, остается нетронутой.
Исследователи говорят, что мозговая активность после смерти 10 минут напоминает мозговую активность человека, находящегося в глубокой стадии сна.
Ранее британские исследователи рассказали о существовании жизни после смерти. В эксперименте участвовали более 2 тыс. человек, которые пережили клиническую смерть. Научный опыт показал, что человеческое сознание функционирует ещё три минуты после смерти. Многие респонденты заявили, что после наступления клинической смерти они продолжали мыслить и осознавать происходящее. Вдобавок, они смогли запомнить, что с ними произошло.
Источники:
http://lyola.com/soulmaking.html
http://elvensou1.ru/slepogluhonemyie-i-zarozhdenie-dushi/
http://www.newsler.ru/science/2017/03/12/uchenyie-opredelili-gde-naxoditsya-dusha-cheloveka
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |