В США быть белым расистом совершенно немыслимо: допустить самые мягкие высказывания не только о неравенстве рас, а даже о том, что расы не одинаковы, будет актом политического и профессионального самоубийства. А вот черный расизм — явление такое заметное, что о нем защищают диссертации.
Столкновения на расовой почве не сходят в США с повестки дня. Федеральное бюро расследований (ФБР) представило отчет, в котором среди девяти непосредственно угрожающих Америке "подрывных угроз" впервые упоминается "экстремизм, основанный на расовом самосознании черных". Сотрудники спецслужбы проанализировали случаи нападения темнокожих террористов-одиночек на белых и выявили новую тенденцию. Жертвами преступлений, мотивированных ненавистью черных к белым, становятся полицейские, чего не происходило даже на пике расовых волнений в 1970-е годы.
Появление доклада ФБР, посвященного участию черных экстремистов в нарушении межобщинного мира, совпало по времени с волнениями в американском городе Шарлоттсвилле в августе 2017 года, однако опубликована аналитическая записка была только сейчас. Накануне столкновений, разделивших сторонников и противников демонтажа статуи генерала XIX века Роберта Ли, выступавшего за сохранение рабства, аналитики спецслужбы сочли необходимым предупредить свое руководство об опасности, исходящей от черных радикалов. Тогда же впервые в американской практике в оборот было введено само понятие "экстремизм, основанный на черной расовой принадлежности" (BIE — black identity extremism). До середины 2017 года в США подобная аббревиатура была неизвестна.
Изменение языка, которым пользуются спецслужбы, само по себе знаковое событие. Авторы доклада предприняли попытку объяснить, почему введение нового термина отвечает изменившимся реалиям США. "ФБР рассматривало альтернативную гипотезу, что мотивированное местью ответное насилие не имело идеологической подоплеки, а вызывалось просто-напросто враждебностью к полиции, тогда как расовая напряженность использовалась в качестве оправдания, но нашло эту версию неправдоподобной", — говорится в тексте. Там же авторы признают, что случаи расово мотивированного насилия черных случались в США и ранее, однако в период с 1994 по 2014 год ощутимо шли на спад и возобновились только в последние три года. Совпадение? Или опять рука Кремля? Явился новый черный экстремизм, который носит продуманный характер и находит выражение в рассчитанных актах мести, жертвами которых становятся преимущественно правоохранители.
В качестве типичного примера преступления, мотивированного расовой ненавистью, эксперты спецслужбы называют массовое убийство, совершенное в 2016 году бывшим военнослужащим Микой Джонсоном, расстрелявшим пятерых полицейских, все из которых оказались белыми. Джонсон, заявлявший, что мстил правоохранителям за их преступления, "находился под влиянием идеологии черного экстремизма, подтолкнувшей его к действиям", — говорится в тексте доклада. Сам Джонсон открыто говорил о ненависти к белым. В ФБР, таким образом, признали, что в убеждениях темнокожего преступника содержались элементы антибелого расизма.
Публикация доклада, призванного информировать американцев о появлении новой угрозы, была критически воспринята СМИ Соединенных Штатов и экспертным сообществом. Несогласные с ФБР комментаторы отмечают расхождения, существующие между радикализовавшимися черными, и ставят под сомнение необходимость введения отдельного нового термина, обозначающего нетерпимость афроамериканцев к своим белым соотечественникам. Новый поворот в деятельности ФБР к расследованию "черной угрозы" сторонники леволиберальных ценностей увязывают с рецидивами расизма. Получила распространение точка зрения, что, подсвечивая опасность темнокожих экстремистов, ФБР якобы пробует отвлечь внимание от белых радикалов, которые, как утверждается, идут на преступления чаще, чем их черные антагонисты.
Избрание в 2016 году президентом США Дональда Трампа привело к изменениям во внутреннем распорядке спецслужбы. Новый хозяин Белого дома предписал ФБР сменить приоритеты — так, чтобы вместо преимущественного противодействия "белому экстремизу" сосредоточиться на борьбе с исламским. Несмотря на то что отношения спецслужбы с хозяином Белого дома остаются прохладными — весной 2017 года Трамп уволил главу ФБР Джемса Коми, — критики президента утверждают, что при нем бдительность по отношению к актам белого расизма снизилась.
Масла в огонь подлили высказывания Трампа во время волнений в Шарлоттсвилле в августе 2017-го: президент заявил об опасности различных типов радикализма, отказавшихся возложить ответственность за межрасовое напряжение на одних только белых. Ответом президенту США стала массированная кампания демократов и сочувствующих им в прессе.
Публикация доклада ФБР о "черной угрозе" совпала по времени с усилением напряженности в Шарлоттсвилле, где конфликт, как становится теперь понятно, полностью не исчерпан. Восьмого октября белые активисты, обвиняемые в расизме, прошли с зажженными факелами к статуе генерала Роберта Ли. Монумент предназначен к сносу, но во имя умиротворения страстей временно принято компромиссное решение: статуя остается на месте, но ее затянули покрывалом.
Американская культура до Второй мировой войны была пронизана белым расизмом. Раздельное школьное обучение белых и африкано-американцев признавалось законным, а армия, ВВС, ВМФ и Корпус морской пехоты официально проводили политику сегрегации. Одним словом, негры «вообще не принимались во внимание как полноценные члены общества», а «самой лучшей карьерой для африкано-американца считалась профессия скрутчика сигар».
Даже общение между черным и белым сообществами затруднено: язык африкано-американцев развивался иначе, чем язык белых. Мало того, что в нем есть другие звуки: негр говорит по-английски с акцентом, даже если несколько поколений его предков родились в США. Для этого языка типичны упрощение и символизация, грамматические нормы «языка белых» в нем не соблюдаются. Английский подлинник знаменитой книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» трудно читать даже тому, кто хорошо знает английский: в этом романе негр Джим говорит так, что иностранцу его почти невозможно понять.
Накануне Первой мировой войны в стране проживало 9,8 миллиона негров (10,7 % всего населения), 90 % которых были сосредоточены на Юге, большей частью в сельской местности. В 1910 году свыше 54 % негров были заняты в сельском хозяйстве, 21 % — в обслуживании, 13,8 % — в горной и обрабатывающей промышленности, 5 % — на транспорте и в связи. Положение негров в городе и в «деревне» было почти одинаково тяжелым.
Принятый конгрессом закон о мобилизации на фронты Великой войны 1914–1918 годов требовал раздельного военного обучения и службы белых и черных, рекомендовал направлять последних во вспомогательные, а не строевые части. Хотя негритянские войска сражались храбро, американские генералы не хотели этого признавать, открыто порочили и дискредитировали негров в глазах союзных войск и французского населения как представителей «низшей расы». Европейцев это удивляло, французов — особенно.
В тыловых лагерях, особенно в южных штатах, негры постоянно становились жертвами местных расистов. Так, в г. Хьюстон (штат Техас) полиция спровоцировала вооруженное выступление черных солдат, по итогам которого военный суд приговорил 19 негров к повешению и 91 — к тюремному заключению. Дискриминация, антинегритянский террор приобрели во время войны новый размах и остроту. Сами же негры начали относиться к самим себе более уважительно.
За годы войны усилилась массовая миграция негров с Юга на Север. Миграция только обострила межрасовые отношения. Белое население враждебно встречало пришельцев с Юга, видя в них конкурентов по работе и причину вздорожания жизни. Вновь был возрожден ку-клукс-клан: в 1915 году некий «полковник» и баптистский деятель У. Симмонс объявил, что «провидение» призвало его восстановить клан. Через год в рядах этой террористической организации насчитывалось около 100 тысяч человек. Именно в военные годы расширялись негритянские гетто в больших городах. Продолжались линчевания негров; по официальным данным, не менее 260 человек за годы войны. В 26 городах произошли массовые негритянские погромы.
И после Мировой войны случались погромы. И какие! России такие и не снились. В 1921 году город Тулса, в Оклахоме, насчитывал около 72 тысяч человек, из которых около десяти процентов были афроамериканцы. Они жили обособленной жизнью в отдельной части города, как здесь говорили — «за железной дорогой». Благодаря нефти работа находилась всем, кто хотел. Черное население жило сравнительно в достатке. Там были свои отели, пресса, больница и, конечно, свои школы.
Белых более-менее благоустроенная жизнь афроамериканцев не вдохновляла, они посматривали на них с опаской и неприязнью. Бульварная пресса подстрекала, говоря: скоро вся Тулса может превратиться в маленькую Африку или в негритянский городок. Нужно негров унять, чтобы они слишком не зажирели. В 1921 году 59 афроамериканцев было линчевано в окрестностях Тулсы. Обычным поводом для линчевания было состряпанное обвинение, что некий афроамериканец хотел изнасиловать белую девушку. После Первой мировой войны, в которой участвовало много афроамериканцев, некоторые участники войны вздумали было протестовать. Но это еще больше ожесточило ку-клукс-клан.
В 1921 году некий афроамериканец, молодой человек Ричард Роуланд, должен был спуститься на лифте. Девушка, обслуживающая лифт, увидя черного, нажала на спуск прежде, чем он вошел в лифт. Он заторопился и упал ей под ноги». На вопли девицы сбежалась толпа. Никто и не думал разбираться, что вообще произошло. Зеваки «точно знали», что парень собирался охально изобидеть белую, и собирались его линчевать. Полиция тоже не вникала в детали, потому что и полицейским было «все ясно».
Они арестовали Ричарда Роуланда и увели его в тюрьму. «Пресса подняла вой, что, дескать, время унять негров, что они якобы обнаглели, забыли свое место. Журналисты представили девушку 17-летней бедной сиротой, которая зарабатывала трудовые гроши на образование. Описали ее страдания, «разорванное платье», царапины на лице. Позже было установлено, что ничего этого не было, что девушка была совсем не девушка, а женщина сомнительного поведения…
Под вечер у здания суда, которое служило и тюрьмой, собралась толпа человек в 500, требуя выдачи черного юноши на расправу. Афро-американское население всполошилось. 25 черных с оружием прибыли к зданию суда». Вот, собственно, и весь пусковой механизм начавшегося погрома. Кто первый начал стрелять и кто первый пустил в дело нож, выясняют до сих пор, причем есть очень разные версии. Все эти версии выдвигаются в очень большой зависимости от цвета кожи и убеждений исследователя.
Во всяком случае, началась драка с применением дубинок и холодного оружия, раздались револьверные выстрелы. Черных было меньше, порядка 75 человек против двух тысяч белых, они отступали внутрь черного квартала. «Когда погром начался, начальник полиции послал телеграмму губернатору штата с просьбой выслать национальную армию резервистов. Поезд с солдатами прибыл только утром, когда все уже было окончено. Солдаты не торопились. Да и вмешиваться уже не имело смысла».
Говоря коротко — негритянская часть города Тулсы перестала существовать. Число убитых называют разное — от 36, по официальной версии того времени (но власти, скорее всего, старались преуменьшить масштаб события), до 175 по версии бульварных газет (но они могли преувеличить). Наиболее вероятна цифра одного из современных исследователей — «около 100». Известно, что Красный Крест оказал помощь примерно 1000 человек, в том числе женщинам и детям. Известно, что грузовики, нанятые властями, вывозили трупы из города и потом эти трупы сваливали в реку или в наспех вырытые братские свальные могилы.
Черная молодежь и вообще все, кто мог, ушли из города. Те, кто уйти не мог или кому было некуда идти, зимовали в палатках и очень нуждались в самом необходимом. Городские же власти изо всех сил замалчивали происшествие, мешали оказывать помощь пострадавшим, а неграм мешали восстанавливать свои жилища.
75 лет спустя, летом 1996 года, городские власти официально извинились за погром и поставили мемориальную стену на одной из улиц бывшего афро-американского города с надписью: «1921, Черная Уолл Стрит». Несколько уцелевших и доживших до нашего времени пострадавших заговорили о материальной компенсации… но не получили ни гроша.
"Обратный расизм" - не самый удачный термин. Это явление называется "Обратная дискриминация" (reverse discrimination). И оно присутствует не только в США (хотя, в США она, пожалуй, выражена ярче, чем в Европе или Индии.
Заключается оно в том, что представители большинства (в случае США в первую очередь белого) оказываются прямо ущемлены в своих правах и возможностях в пользу меньшинств (чернокожих и испаноговорящих). Например, существует так называемая норма affirmitive action, которая предписывает работодателю, выбирая между черным и белым соискателями, принимать на работу черного (в законе оговорено, что такой обязательный выбор требуется сделать "при прочих равных условиях", но это равенство условий крайне трудно доказывается в суде, куда обидевшийся соискатель запросто может пойти). Так же уволить чернокожего гораздо сложнее, чем белого, даже если он/она работает совсем плохо. Стоит ли говорить, что ни к чему хорошему подобные законы не приводят.
Дело в том, что большая часть чернокожих американцев действительно считает необходимым "восстановить справедливость", ведь около 400 лет вплоть до окончания гражданской войны предки нынешних афроамериканцев будучи рабами пахали на плантациях и вообще считались за животных в обличье людей, и казалось бы, это вполне обоснованное желание получить хоть какую-то компенсацию путем получения привилегий за все страдания своего народа, однако вкупе с развитием движения борьбы за социальную справедливость (или SJW) всё это движение приобрело оттенок лжи и лицемерия, как в том же примере, когда работодатель берет на должность человека не по принципу меритократии, а потому что иначе этот неудавшийся соискатель может подать в суд, (и выиграть!) обвиняя работодателя в том, что он не принял его из-за того что он черный/гей/трансгендер/женщина. Поэтому, дабы не пятнать свою репутацию многие популярные компании (киноиндустрия Голливуда в том числе) обязаны иметь в штабе людей с кожей отличной от белой и нетрадиционной сексуальной ориентацией, что очевидно ущемляет белых людей, т.к создает неравенство на рынке труда и в обществе в целом.
В 1920-е годы в США активный деятель негритянского движения за равноправие и освобождение от угнетения Маркус Гарви основывает Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. В своих речах и убеждениях Гарви придавал большое значение расовой чистоте негров и предлагал всех американских граждан африканского происхождения переселить в Африку, чтобы не смешиваться с «белыми дьяволами». Своих последователей Гарви называл «новыми неграми» и призывал гордиться тем, что они чёрные. На почве расизма Гарви, как это ни удивительно, даже сблизился с организацией Ку-клукс-клан.
В 1960-е годы движение сопротивления расизму в США разделилось на последователей Мартина Лютера Кинга, сторонника ненасильственного сопротивления дискриминации чёрных, и последователей Малкольма Икса, идеолога религиозного движения Нация ислама. Вслед за этим развились движения «Чёрных пантер» и организации «Республика Новая Африка».
Нация ислама, в своем продвижении борьбы за права чёрных, чаще всего не выходила за рамки проповедей и экстремистских, а также расистских высказываний против белых. Это были только слова, не подтверждаемые никакими делами. Однако слова падали на благодатную почву и, после убийства Малкольма Икса, случившегося во время публичного выступления в Гарлеме, от слов к делу перешли «Чёрные пантеры».
Партия «Чёрных пантер», основанная Хьюи Ньютоном, возникла как ответ на многочисленные случаи полицейского насилия по отношению к жителям чёрных гетто. Однако в первое время существования «Чёрные пантеры» высказывали своё недовольство исключительно на законных основаниях. Они ходили по улицам с вставленными в дробовики патронами, не досылая их в патронник (по американскому закону такое оружие считалось незаряженным), вооружённые до зубов ездили за полицейскими машинами, не нарушая правил дорожного движения. Такое поведение не могло не нервировать белых полицейских.
В 1967 году Хьюи Ньютон с соратниками по организации вступает в перестрелку с полицейскими. Один полицейский убит, один ранен. Хьюи Ньютон обвинен в неумышленном убийстве и посажен в тюрьму на 1 год и 10 месяцев, но под давлением общественности (в том числе и белых студентов из Йельского университета) обвинения снимают.
В августе 1968 года в Детройте и Лос-Анджелесе начались перестрелки между полицией и «Чёрными пантерами».
Летом и осенью 1968 года полиция нападает на офисы «пантер» в городах Индианаполис, Детройт, Сиэтл, Окленд, Денвер, Сан-Франциско и Нью-Йорк.
В сентябре 150 полицейских напали на 12 «пантер» прямо в зале суда.
За 1969 год было арестовано 348 «пантер».
В июле 1969 года полиция нападает на Чикагское отделение партии. Перестрелка длилась около часа.
В декабре 1969 года полиция осаждает офис в Лос-Анджелесе, и «пантеры», среди которых были в том числе и женщины, отстреливаются в течение пяти часов.
К концу 1970-го года в общей сложности в 48 перестрелках погибло 10 чёрных и 12 полицейских. Полиция арестовала 469 «пантер». Глава ФБР заявил, что «Чёрные пантеры» представляют собой «самую серьёзную угрозу внутренней безопасности страны».
Не менее важным для становления идей чёрного расизма стало и появление организации, ратующей за отделение от США и создание на территории южных штатов «Республики Новая Африка».
Хотя борьба за равноправие белой и чёрной рас в Америке была острой и, подчас, кровопролитной, негры всё-таки добились своего и режим расовой сегрегации в США был отменён. Теперь прогрессивным интеллектуалам и борцам за равноправие казалось, что цель достигнута, а справедливость восторжествовала. Открыто проявляемый расизм по отношению к чернокожим перетёк в так называемый «скрытый расизм», когда чернокожему могли отказать, например, в предоставлении работы, уволить его по надуманной причине или оказать медицинские услуги в ненадлежащем качестве.
Положительная дискриминация
Для борьбы со скрытым расизмом в законы США постепенно вводится концепция так называемой положительной (также позитивной или реверсивной) дискриминации (англ. positive discrimination или affirmative action). Суть данной концепции заключается в том, что теперь общество начинает дискриминировать уже представителей европеоидной расы, чтобы уравнять стартовые карьерные возможности для представителей негроидной. Президент США Линдон Джонсон, выступая в защиту данной концепции, утверждает:
«Вы не берёте человека, который годами ковылял в цепях, и не освобождаете его, не подводите к стартовой черте гонки и не говорите: „Ты свободен конкурировать со всеми другими“, и всё же полагаете, что полностью справедливы».
Сторонники концепции положительной дискриминации считают, что «господствующие» в обществе группы (в данном случае белые европеоиды) «выплачивают» тем самым свой «исторический долг» и что этот процесс ведет к более интегрированному обществу, так как создает новые возможности для чернокожих американцев.
Несмотря на возражения критиков (среди которых, кстати, и бывший президент США Барак Обама), указывающих на то, что подобная концепция отрицает всяческие принципы равенства и признание заслуг, и считающих, что она избавляет целые слои общества от необходимости участвовать в конкурентной борьбе, концепция, не в полной мере, но всё же была принята американским и британским обществом наряду с концепцией политкорректности (англ. politically correct).
Чёрный расизм в США
Некоторые нашумевшие дела, где белые доказывали дискриминацию по отношению к ним.
Марк Пастернак против Томми Бейнса
В 1995 году Марк Пастернак устроился на работу в центр помощи трудным подросткам под названием «Division for Youth» («Отделение для молодёжи»). Непосредственным начальником Марка Пастернака являлся чернокожий мужчина Томми Бейнс, отношения с которым у Пастернака не заладились с самого начала. По словам Марка, Бейнс говорил ему: «Ты — белый, а я не люблю белых. Смирись с этим».
После того как Марк приступил к выполнению своих обязанностей, оскорбления со стороны Бейнса приняли систематический характер. Так, Бейнс, в присутствии коллег, достаточно часто обращался к Пастернаку с использованием жаргонных расистских слов, менял замки на дверях кабинетов, где хранились необходимые для работы Пастернака документы, всячески придирался к качеству его работы.
От подобных придирок у Пастернака начали сдавать нервы, он страдал бессонницей, ему приходилось брать отпуска за свой счёт, чтобы отдохнуть от придирок и оскорблений начальника.
Через три года, в 1998 году, Пастернака уволили.
В том же году, после подачи жалобы Пастернака в правительство штата, было проведено внутреннее расследование инцидента. Томми Бейнса обязали выплатить бывшему подчиненному 2000 долларов, после чего Марку Пастернаку вновь предложили вернуться на старое место работы. Пастернак отказался, поскольку Томми Бейнс по-прежнему оставался его начальником, и никто не мог гарантировать, что он не станет вновь третировать подчинённого. В конце концов, дело дошло до суда.
На заседании суда Бейнс заявил суду, что с Пастернаком не ладил с самого устройства того на работу, поскольку тот был непокладистым работником, сразу же после устройства на работу начавшим жаловаться на Бейнса во все возможные инстанции. Однако Бейнс на суде не отрицал, что допускал пренебрежительные расистские высказывания в адрес Марка.
Судом Томми Бейнсу был назначен штраф в сумме 150000 долларов США.
Сара Тейлор против колледжа Bishop State Community
Белая женщина Сара Тейлор в 2002 году была уволена со своего места работы в колледже Bishop State Community, чтобы появилась возможность освободить место для новой чернокожей сотрудницы. В 2005 году федеральный судья постановил, что данный колледж обязан выплатить Саре сумму в размере 300000 долларов, а также оплатить её адвокатов, принять её на прежнюю должность, а также обеспечить отпуском за все годы, что она там не работала.
Симс против работодателя
Житель американского штата Флорида по фамилии Симс получил 27000 долларов после того, как подал иск на компанию, занимающуюся строительством и ремонтом дорог и мостов. Симс пытался устроиться работать водителем грейдера, однако вместо него должность получил чернокожий парень, профессиональная квалификация которого была гораздо ниже. После жалобы Симса в компании решили, что уладить дело без суда будет гораздо дешевле.
Абитуриенты против колледжа
Федеральный Апелляционный суд штата Мичиган 16 мая 2002 года принял решение о том, что во время приема в колледжи можно принимать во внимание расу абитуриентов. Данное решение было принято после рассмотрения дел двух белых американцев, обвиняющих юридический колледж Мичигана в Детройте в расовой дискриминации. Несмотря на более высокие результаты экзаменов, белые абитуриенты в колледж не поступили, потому что слишком много мест было зарезервировано для афроамериканцев.
Суд первой инстанции принял решение в их пользу. Однако, поскольку теперь апелляционный суд признал решение первого суда незаконным, абитуриенты намерены обратиться за правдой уже в Верховный суд США.
Режим диктатора Роберта Мугабе в начале 2000-х годов прибег, возможно, в политических целях, к кампании против белых фермеров, проживающих в Зимбабве. Из-за призывов к изъятию у них земель и последовавших за ними грабежей и погромов белого населения Мугабе обвиняли в чёрном расизме.
Источники:
https://ria.ru/world/20171009/1506497564.html
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |