Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спустили на воду в 1957 году. Он проработал 30 лет, и в 1989-м его поставили на вечную стоянку в Мурманске. Конечно же я не мог пройти мимо этого знакового объекта атомного флота.
Давайте посмотрим, что там внутри...
В видеоролик добавил архивные кадры строительства корабля, посмотрите кому интересно: Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе - https://www.youtube.com/c/MasterokST. Будет еще про Мурманск и Кольский полуостров. Фото 2.
Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.
Фото 3.
В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.
© Фото : из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»
Фото 4.
Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
Многие технические решения на момент создания ледокола были новаторскими.
Экономия топлива
В сутки вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал 45 граммов ядерного горючего, которые можно было бы вместить в спичечную коробку. Экономичное использование энергии позволяло атомному ледоколу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
44 тысячи лошадиных сил
Каждый из трех реакторов в 3,5 раза превосходил по мощности первую в мире атомную электростанцию СССР. Полная мощность силовой установки составляла 44 тысячи лошадиных сил.
Защита от радиации
Стальные плиты, толстый слой воды и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.
Балластная система против льдов
Проектировщики установили на атомоходе специальные системы балластных цистерн, чтобы ледокол не застрял во льду. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме ученые установили такую же систему цистерн.
Фото 5.
И вот мы поднимаемся на борт этого легендарного корабля.
Фото 6.
Нас встречают и проводят экскурсию по кораблю, рассказывая его историю.
Фото 9.
Вот какая шикарная лестница встречает посетителей - мне прямо вспомнился "Титаник" и его лестница, отделка.
Фото 7.
Панно в кают-компании офицерского состава отображает вехи освоения Арктики. Слева направо внизу поморский коч, первый ледокол Российской империи и мира «Ермак» и рекурсия в виде изображения «Ленина».
Прогуливаясь по коридорам если честно не совсем ощущаешь огромность и мощь корабля.
Фото 8.
А вот заглядывая из коридора вот в такие комнаты-залы начинаешь осозновать размеры корабля - это же почти пятиэтажный дом с несколькими подъездами!
Фото 13.
Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.
Фото 10.
Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.
Официально в состав советского флота атомный ледокол «;Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса.
Фото 11.
В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
Фото 12.
4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
Макет ядерного реактора. На «Ленине» стояли водо-водяные реакторы (по иностранной классификации PWR).
Фото 14.
Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 159 МВт каждый (в интернете можно найти цифру 171 МВт, но она относится к реактору ОК-900А ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия»)
Вот кстати топливная сборка:
Фото 16.
Тепловыделяющая сборка — кассета со стержнями с ядерным топливом, скорее всего от ОК-150. Когда реактор запущен, цепная реакция выделяет очень много тепла, которое уносит вода первого контура. Затем она передает тепло воде второго контура в парогенераторе. Образовавшийся пар крутит турбины. Затем через третий контур тепло передается в окружающую среду — в четвертом контуре уже морская вода.
Фото 15.
Через специальное окошко можно посмотреть на реакторное отделение. Верхняя часть реакторного отсека. Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен. В реакторном отсеке вахта не велась, и манекены изображают эпизодическое посещение для осмотра и выполнения работ.
Фото 17.
Главная гордость «Ленина» — уникальная атомная энергетическая установка, разработанная ОКБ Горьковского завода №92 (современное АО «ОКБМ Африкантов») под руководством советского конструктора ядерных реакторов Игоря Африкантова. Технический проект атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-150 был завершен в 1955 году и через два года утвержден на заседании научно-технического совета в профильном министерстве.
Ледокол оснащался тремя АППУ ОК-150 мощностью 90 мегаватт каждый, имеющими форму толстостенного цилиндрического сосуда из углеродистой стали с плоскими крышкой и днищем. Диаметр установки составлял 1,86 метра, толщина стенок — 0,14 метра; активная зона реактора была расположена в центре цилиндрического сосуда и окружена несколькими слоями стали, между которыми протекала вода. В 1966 году АППУ ОК-150 выработали отведенное время и через четыре года, в 1970-м, были заменены на две АППУ ОК-900.
Сокращение числа реакторов связано с повышением их мощности до 159 мегаватт и отсутствием необходимости в трех установках, что показала эксплуатация АППУ ОК-150. Конструкция новой установки была более долговечной и оптимальной, она оснащалась системой автоматики, освобождающей экипаж от постоянных дежурств у АППУ, что позволило сократить численность состава ледокола на треть — с 243 до 151 человек — и снизить стоимость генерируемой электроэнергии в два раза.
Фото 18.
Турбина со снятой крышкой. Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт, по два в машинном отделении, каждый турбогенератор состоит из одной турбины и двух генераторов. А вот число винтов и электродвигателей для них было нечетным — по три штуки. Кроме этого были резервные и аварийные генераторы на жидком топливе.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
А еще нам показали интересные интерактивные залы, которые рассказывают об атомных кораблях, пророде и фауне Арктики.
Фото 24.
Детям и подросткам тут наверное вообще покажется круто! Огромные экраны, все сенсорное - можно выбрать каждому что интересно.
Вот интерактивные игры в которые можно соревноваться со сверстниками.
Фото 25.
Хорошо, что музеи и познавательные экспозиции становятся современными в ногу с прогрессом и интересами молодого поколения.
Фото 26.
Совершенно не ожидал это увидеть в музее-корабле.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Несмотря на стабильную работу АППУ ОК-900, износ корпуса ледокола привел к тому, что с 1984 года судно стало использоваться в щадящем режиме — главным образом между июнем и декабрем, в период наиболее благоприятной навигации между Мурманском и островом Диксон. В 1989 году эксплуатацию «Ленина» прекратили.
Фото 30.
Успешная служба первого атомного ледокола, на пять лет превысившая запланированный срок, позволила в 1975-2006 годах заложить восемь атомных ледоколов — «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Ожидается, что к 2020 году российский флот пополнится еще двумя универсальными атомными ледоколами.
Фото 31.
После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.
Фото 32.
13 января 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ министра культуры РФ о включении объекта культурного наследия «Атомный ледокол «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения.
«Мы испытываем чувство гордости, что на федеральном уровне первенец атомного гражданского флота признан памятником истории и культуры», — сказал руководитель Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот» Александр Тимофеев.
Он также отметил, что в Мурманске ледокол «Ленин» стал первым памятником культурного наследия федерального значения.
Сегодня атомный ледокол «Ленин» является одним из культурно-исторических центров Кольского полуострова. За шесть лет работы ледокола-музея на его борту побывало более 200 тысяч посетителей.
Фото 33.
Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Судно спроектировано и построено для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике. Стоит на вечном приколе в Мурманске у причала морского вокзала и служит музеем. Является одним из ярких символов советской эпохи.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |