«Совсем рехнулись, красят асфальт!» — вот типичная реакция читателей соцсетей, ставших свидетелями следующей необычной сцены. Вручную, подчас вооружившись лишь только малярным валиком, человек в рабочем жилете покрывает тротуар или проезжую часть неким тёмным веществом. За последние несколько лет снимки и даже видеозаписи этого процесса, сделанные в городах России, не раз вызывали сенсацию в интернете — сенсацию на грани скандала. Но и в самом деле, что может подумать случайный прохожий, увидев такое? Власть готовится к приезду большого начальника, не иначе. Покрасят асфальт — возьмутся за траву, а дороги так и останутся не ремонтированными! Прохожему невдомёк, что вещество, принятое им за чёрную краску — не краска вовсе, а специальное покрытие, призванное продлить жизнь дорожного полотна.
Назначение бортового камня бордюрного – отделение проезжей части от газонов, тротуаров, площадок, остановок, улиц и проч., окаймление цветников, газонов клумб. Изделия производятся из высокомарочного бетона и отличаются необычайной прочностью, но помимо сугубо функционального назначения, бордюры несут и декоративную нагрузку, поэтому часто требуют окраски.
Зачем красят бордюры, преимущества и недостатки обработки Прежде всего, окрашивание бордюров направлено на улучшение видимости дорожных ограждений для водителей.
Для этого чаще используются контрастные цвета, например, черный и белый, то есть краски применяются для нанесения вертикальной дорожной разметки. Во дворах, в садах, парках, на частных территориях бордюрные камни могут быть окрашены в разные цвета, но это тоже способствует защите бетона и высокому декоративному эффекту.
Кроме декоративного ограждения, бордюры изолируют грязь и воду от остальной промышленной территории, повышают безопасность движения авторанспорта.
Для работы привлекают материалы с высокой ударопрочностью, соле-, водо-, светостойкостью, устойчивостью к химикатам, реагентам, распыляемым в зимнее время на дорогах. Все эти свойства передаются бордюрному камню. После высыхания формируется высококачественный прочный слой.
Преимущества такого способа обработки очевидны:
стойкость к истиранию – это значит, что покрытие выдержит абразивные нагрузки, образующиеся при движении погрузчиков, грузового, легкового транспорта, пешеходов, несущих с собой частички песка и пыли;
стойкость к ультрафиолету и осадкам – готовый слой справится с разрушительным атмосферным воздействием, не выгорит на солнечном свете, выдержит температурные перепады от -40 до +50 градусов;
бордюры, покрытые краской, не боятся дорожных реагентов, солей, горюче-смазочных материалов;
простота применения – материалы наносятся по методике безвоздушного или пневматического распыления, кистями или валиками в 1-2 слоя. Окраска проводится по сухим, не покрытым льдом бетонам, при температуре не ниже -15 градусов. Это позволяет вести работы большую часть года.
Общий недостаток состоит в необходимости периодического обновления слоя.
Виды красок для окраски бордюров
К материалам, применяемым для окрашивания бордюрного камня предъявляется спектр требований, что обусловлено жесткими условиями эксплуатации. Это прочность, адгезионные характеристики, устойчивость, шероховатость, цветостойкость, а в ряде случаев и отражающая способность. Кроме того, принимается во внимание стоимость, возможность выбора производительного способа нанесения, время сушки и подготовка поверхности под окраску.
Краски для бордюрного камня, как и прочие лакокрасочные материалы имеют компонентный состав, основными материалами которого выступают наполнители, пигменты, связующие вещества, растворители. Наполнитель помогает получить требуемую шероховатость, улучшает адгезию и прочность. Пигменты придают цвет, связующее – объединяет пигмент и наполнитель. Растворитель необходим для обеспечения определенной вязкости.
Технология
Краски наносят в один-два слоя, при благоприятных погодных условиях (не в дождь, не в снег, в полуденную жару, когда температура нагрева может превышать 30 градусов).
При окрашивании бордюров выполняется ряд технологических операций:
В отличие от окрашивания всех прочих конструкций, технологический процесс упрощен. Очищение от загрязнений производится посредством промывки водой аппаратами высокого давления. Далее бордюры высушиваются естественным путем.
Что такое асфальт? Выражаясь техническим языком, смесь битумов с гравием или песком. То, по чему мы ездим и ходим, правильно называть асфальтобетоном: это сильно уплотнённый (укатанный) асфальт. Таким дорогам в России уже полтора века, а различают их по процентному содержанию и форме примесей, что позволяет варьировать физико-механические свойства полотна (шероховатость, влагоустойчивость, восприимчивость к температурам). Недостаток у них, собственно, один: они сравнительно быстро изнашиваются.
Даже номинальный срок службы асфальтобетонных дорог составляет 12 лет, что вдвое меньше цементобетонных (где вместо асфальта применяется цементный раствор). На практике же, в российских условиях, верхний слой асфальтобетонной дороги требует ремонта уже через несколько лет, а без проведения такового дорога быстро деградирует полностью. Даже законом гарантийный срок службы верхнего слоя асфальтобетонной дороги установлен всего в 4 года. Но есть способ оттянуть ремонт. Та самая «покраска».
Дорожники на сенсационных снимках, с которых начался наш рассказ, наносят так называемое восстанавливающее полимерное покрытие (иногда его называют пропиткой, а процесс нанесения — заимствованным из английского языка термином силкоатинг, от sealcoat, что переводится как «защитное покрытие»). Его химический состав основан на акриле, полиуретане или других полимерах, с добавлением поверхностно-активных веществ и минеральных наполнителей. Главная задача такой «краски» — повысить сопротивляемость асфальтобетона агрессивным факторам внешней среды, а попутно и устранить мелкие механические дефекты.
Нанесённое в один или два слоя, такое покрытие препятствует проникновению в асфальт влаги (она, замерзая, приводит к появлению трещин), автомобильной и дорожной химии, отрицательно влияющей на срок жизни асфальта (бензин, масла, соль, антигололёдные реагенты), ослабляет влияние экстремальных температур (которые летом заставляют асфальт «плыть», а зимой трескаться), сопротивляется механическим нагрузкам (попросту — истиранию под ногами и шинами) и, наконец, оно меньше подвержено выцветанию под действием солнечных лучей.
Такое покрытие пластично, а потому хорошо «излечивает» мелкие трещины и сглаживает небольшие неровности. И поскольку пластичность сохраняется даже после высыхания, оно не крошится и не ломается и, кстати, ничего вредного не выделяет (почему и считается экологически более чистым, чем сам асфальт). Дорога, покрытая полимером, принимает приятный однородный цвет, она выглядит как новая, если не лучше. И это не только радует глаз, но и делает, к примеру, легче различимой дорожную разметку.
Впрочем, самый ценный результат состоит в увеличении срока службы дорожного полотна. Производители полимерных покрытий обещают продление «жизни» дороги минимум втрое, а при регулярном применении (подробнее ниже) и значительно больше. При этом цена такой обработки всегда меньше стоимости новой дороги и даже ямочного ремонта. По расценкам текущего года укладка одного квадратного метра асфальтобетона обходится в сумму от 700 рублей, ямочный ремонт от 550. Цены, впрочем, сильно варьируются в большую сторону: для госзаказов на большие дороги называются цифры более чем в тысячу рублей за «квадрат». Тем хуже для них!
Давайте сравним с полимерным покрытием. 208-литровая бочка концентрата STAR-GREEN стоит 1870 долларов США, то есть порядка 9 долларов за литр. При покупке большими объёмами цена падает до $7/литр (сюда потом ещё нужно добавить воду и песок, что, впрочем, увеличит объём и стоимость полезной смеси незначительно). Наносится такое покрытие из расчёта 0,5 литра на квадратный метр. Таким образом обработка 1 кв. метра обойдётся примерно в 200 рублей.
Российские аналоги несколько дешевле. Так краска для асфальта «Элакор-ПУ Эмаль-2К» продаётся по ценам от 270 рублей за килограмм, на квадратный метр требуется 0,6 кг. Соответственно, покрытие одного квадратного метра дороги обойдётся в 160 рублей. Кроме того, российские покрытия могут наноситься при температуре воздуха близкой к нулю, тогда как импортные требуют сравнительно тёплой погоды.
Таким образом даже с учётом дополнительных расходов (в зависимости от условий может потребоваться предварительное нанесение битумной основы, которая в 10 раз дешевле полимерного покрытия, механической подготовки дорожного полотна, чистки) покрытие полимером оказывается в разы дешевле ремонта и тем более устроения новой дороги.
Применять же его можно практически везде, за исключением сильно нагруженных автодорог: тротуары, спортивные площадки, парки, парковки, подъездные дороги, территории близ коттеджей и многоквартирных домов. Существуют, впрочем, и версии для автодорог с большой нагрузкой, но они требуют нанесения в несколько слоёв.
Методика нанесения проста и не предполагает применения тяжёлой техники. Сначала крупные дефекты полотна заполняются битумным заполнителем, дорога шлифуется и чистится от грязи для лучшего сцепления. Потом распылителем, щёткой или подобными инструментами, наносится само полимерное покрытие. Если асфальт уже растрескался, то в смеси с кварцевым песком. Время высыхания от 30 минут, но прежде чем пустить транспорт, рекомендуется выждать сутки. Не рекомендуется наносить полимер в холодную (ниже +13 Цельсия для импортного, ниже +4 для отечественного) и сырую погоду, а также на грязную поверхность: испортите вид, да и держаться будет не так долго.
Интересно, что полимерные покрытия выпускаются всех цветов радуги, так что дорогу можно сделать веселее или информативней без дополнительной покраски. Кроме того, зимой такое полотно считается более безопасным для пешеходов и транспорта, чем голый асфальтобетон. А ещё специалисты рекомендуют наносить его периодически на протяжении всей жизни дороги: скажем, каждые три года. Это позволяет удержать состояние дороги в классе «хорошее» и «очень хорошее» на протяжении огромного срока — вплоть до 20 лет, когда простое асфальтобетонное полотно давно уже потребовало бы замены.
Зачем израильтяне красят бордюры?
Оказывается, покраска бордюрного камня может быть не такой уж и глупой затеей, вот это поворот, не правда ли? К примеру, в Израиле практически все бордюры раскрашены, и сделано это очень даже обоснованно.
Так зачем они это делают?
Ответ прост - с помощью этого регулируют остановку и парковку машин. Красно-белая разметка - остановка запрещена;
В других странах (в том числе и у нас), эти вопросы регулируются разметкой на асфальте, краска же на бордюре поддаётся меньшему воздействию и тем самым держится дольше.
А вот мнение пользователей сети интернет:
- По глупости. Ну, то есть, вообще бордюры красят, чтобы продлить срок службы бордюрного камня: краска препятствует попаданию влаги в поры бетона. Но это делается бесцветными лаками, причем часто прямо там, где их производят. Красить же бордюры маслянной желто-зелёной краской — чисто российское изобретение, вице-мэр Москвы Пётр Павлович Бирюков очень любит эти цвета и считает, что так в Москве веселее
- Любой бордюр выше основного дорожного полотна, их окрашивание в яркие цвет или чб позволяет пешеходам и транспорту видеть препятствие в любое время суток и при любых погодных условиях
- Люди считают что это добавляет радости нашей серой жизни. В городе где практически все общественное не отличается качеством необходимо ощущение нового и исправного, покраска дает это ощущение ненадолго. Такие цвета лучше заметно среди общей серости, они обращают на себя внимание "Смотрите, власти сколько всего обновили" и люди уже не обращают внимания на проблемные места, все шумит и кричит "Смотрите какую титаническую работу провели власти, посмотрите как все ярко и красочно". И большинству этого хватает, избавиться бы от грязи. Работает на контрасте, чем больше говна вокруг, тем ярче должен быть заборчик это говно огораживающий. Кстати в нас в городе многое красится черно-белым (бордюры в первую очередь) и черным (заборчики всякие). Но пара мест с парковками вокруг торговых центров желто-зеленые, это компании которые пришли к нам из больших городов:)
- Странно что не назвали самое очевидное. Это не плохой способ отчитаться куда ушли деньги из бюджета. Закупают краски по факту на X, по документам, допустим, на 3X, а разницу себе на мороженку
- Вообще красить бордюры хорошая идея, несет массу полезной информации, например в США красный бордюр означает что парковаться нельзя, желтый что можно на определённое время, а зеленый или бесцветный что можно
- Зачем это делают в Москве (кроме как привычки красить к приезду начальства всё что можно покрасить) не вполне понятно. Однако за рубежом частая практика окраски бордюров для обозначения мест ограниченных и запрещенных для парковки
Источники:
http://gosvopros.ru/job/qualification/zachem-krasyat-asfalt/
https://gre4ark.livejournal.com/187777.html
https://thequestion.ru/questions/1206/zachem-v-rossii-krasyat-bordyury
http://obetone.com/obshhie-svedeniya/okraska-bordyurov.html
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |