Александр Гарсеванович Чавчавадзе.
Кампания в 1828 года в Закавказье была успешной для русской армии. После взятия Ахалкалаки и Ахалцыха (
Захват Баязетского пашалыка
Успех корпуса Паскевича предопределил победы и на других направлениях. На левом фланге развернутого против Османской империи корпуса, на востоке Армянской области действовал отряд под командованием князя А. Г. Чавчавадзе (1786—1846). Александр Гарсеванович был начальником Армянской области образованной из Эриванского и Нахичеванского ханств.
Чавчавадзе происходил из знатного рода, его отец —- князь Гарсеван Ревазович Чавчавадзе, посол царей Ираклия II и Георгия XII в России, подписал в 1783 году со стороны Грузии (Картли-Кахетинского царства) Георгиевский трактат с Российской империей. Александр Гарсеванович воспитывался в Пажеском корпусе, затем дома, под наблюдением отца, одного из образованнейших людей того времени. В юности Александр поддался влиянию сторонников независимости Грузинского царства, бежал из родительского дома и вместе с некоторыми другими грузинскими дворянами присоединился к царевичу Парнаозу, сыну царя Ираклия II, который поднял знамя восстания. Восстание было быстро подавлено, Чавчавадзе, по ходатайству Цицианова, был на три года слан в Тамбов. Однако ссылка была непродолжительной, юного князя направили в Пажеский корпус, в 1809 году был выпущен из него подпоручиком в Гусарский лейб-гвардии полк. С 1811 года являлся адъютантом кавказского главнокомандующего, маркиза Паулуччи, у которого он выполнял дипломатические и военные поручения. Во время одного из них был ранен. Принял участие в Отечественной войне 1812 года, Заграничных походах русской армии, был, в качестве адъютанта Барклая-де-Толли, при взятии Парижа.
 -
В 1817 году вернулся в Закавказье. Уже в чине полковника, переведён из лейб-гусарского в Нижегородский драгунский полк, который дислоцировался в Кахетии. С 1812 года стал командиром Нижегородского полка, затем перешёл в Грузинский гренадерский полк, и в 1823 году составив строевую службу, состоял для особых поручений при А. П. Ермолове. Надо отметить, что управленческие и военные таланты князя сочетались с его поэтическим даром – Чавчавадзе был талантливым поэтом. После завоевания Паскевичем Эриванского ханства, был произведён в генерал-майоры, стал областным начальником и командующим войсками в Эриванской области.
Когда началась война с Турцией, Александр Чавчавадзе командовал 2-тыс отрядом: из 2-х батальонов Нашебургского пехотного полка, 3-х рот Севастопольского (1400 человек регулярной пехоты), 200 казаков Донского Белова полка, 400 мусульман и армян Эриванского конного ополчения и 6 орудий. Отряд должен был проводить наступательные действия против Баязетского пашалыка, граничащего с Армянской областью. Турецкая область была преимущественно населена армянами, что благоприятствовало русскому наступлению.
Местный Балюль-паша был нерешителен, чем и воспользовался Чавчавадзе. 25 августа русский отряд вторгнулся в пределы Турции и 27 августа внезапно оказался перед стенами Баязета. Крепость после небольшого сопротивления капитулировала. В три недели русские войска взяли крепость Баязет и заняли главные города трех Баязетских санджаков: Топрак-кале, Хамур и Диадин. Санджаками в Турции называли административную единицу, среднюю между вилайетом (пашалыком) и кадылыком (уездом). 22 сентября Чавчавадзе доносил Паскевичу о полном занятии русскими войсками Баязетского пашалыка. «Молодец Чавчавадзе!»— воскликнул кавказский наместник. Паскевич ходатайствовал о награждении отважного генерал-майора Чавчавадзе орденом св. Анны 1-й ст., что и было исполнено.
Чавчавадзе попытался развить успех, хотя и имел совсем немногочисленный отряд. Русские войска продвинулись дальше по Алашкертской долине. На левом берегу Евфрата, в 90 верстах от Эрзерума, стали развеваться русские стяги. Эрзерумский правитель попытался вытеснить русских из крепости Топрак-кале, но не смог. Паскевич к этому времени уменьшил численность русских войск в Северной Персии, шахское правительство уменьшило свой долг перед Россией. Освободившиеся войска были направлен в Баязетский пашалык.
В целом кампания 1828 года была успешной для Отдельного кавказского корпуса: было захвачено шесть крепостей, включая такие мощные как Карс и Ахалцых, три замка, пленено около 8 тыс. вражеских солдат, захвачено более 300 орудий и 195 знамен. Сам корпус в этой кампании потерял 3200 человек убитыми, ранеными и умершими от болезней. Наступление зимы, которая в горах была весьма суровой, завершило кампанию. На завоеванных территориях в крепостях оставили в гарнизонах – 15 батальонов пехоты, 4 казачьих полка и три рот артиллерии. Остальные войска отошли на свою территорию. В России общественность с восторгом воспринимала успехи Отдельного Кавказского корпуса. Воинов Кавказского корпуса сравнивали с чудо-богатырями Александра Суворова. Паскевич стал героем войны 1828-1829 гг.
Ацкури.
Контрнаступление турецкой армии
Успехи русской армии на Южном Кавказе вызвали страх в Стамбуле и раздражение султана. Эрзерумский Галиб-паша и главнокомандующий Киос-Магомед-паша лишились своих постов и были сосланы в отдалённые области империи. Звание сераскира (главнокомандующего) получил Гаджи-Салех Мейданский, которого наделили неограниченными полномочиями. Непосредственное руководство войсками поручалось Гакки-паше Сивазскому. Им выделили большие полномочия и средства, поручив отбить захваченные русскими пашалыки. В ближних и дальних приграничных областях начали проводить тотальную мобилизацию, планируя к весне поставить под ружье 200 тыс. человек при 136 орудиях. За крепость Ахалцых султан пообещал Ахмад-беку Аджарскому, крупнейшему феодалу в Ахалцыхском пашалыке, титул трёхбунчужного паши, звание правителя этой области и большую денежную награду. Сераскир Анатолии и Армении планировал не только отбить утраченные земли, но и перенести военные действия на Русское Закавказье – Гурию, Картли, Мингрелию, Имеретию. Грузия должна была подвергнуться опустошительному нашествию.
Русское командование также не сидело сложа руки. На пополнение Отдельного Кавказского корпуса было назначено 20 тыс. рекрутов. Но новобранцы могли прибыть в Закавказье только весной 1829 года, а их ещё нужно было экипировать и обучить. Поэтому начинать кампанию 1829 года приходилось уже с имеющимися силами. Паскевич планировал наступать на эрзерумском направлении, а после взятия Эрзерума, идти дальше – на Сивас. Этим азиатские владения Турции перерезались пополам. Багдад отделяли от турецкой столицы.
Для пополнения войск русское командование вело переговоры с курдскими старейшинами. Курды составляли значительную часть османской иррегулярной конницы. Некоторые курдские владыки охотно приняли предложение служить России. Принял предложение мушский паша. Он просил оставить за собой пост паши – генерал-губернатора Муша и денежного вознаграждения. К нему с тайным поручением выехал капитан Вочнадзе. Османский сановник выразил готовность набрать для России 12 тыс. всадников, при условии ежемесячной выплаты 10 тыс. червонцев. Такое соглашение усиливало русские позиции на левом крыле. Одновременно по распоряжению наместника в Закавказье для усиления действующего корпуса из охотников (добровольцев) формируют четыре 5-сотеннных полка мусульманской конницы, два армянских полубатальона – в Эривани и Нахичевани, и один батальон из баязетских армян. В то же время провалилась попытка создать 5-тыс. грузинское «земское ополчение», как дополнение к временной милиции. Среди населения Восточной Грузии прошел слух, что русские власти вводят рекрутскую повинность и забирают людей в солдаты на 25 лет. Это вызвало ропот среди простых людей. Крестьяне были готовы поголовно отражать османское вторжение, но хотели гарантий возвращения людей домой, после завершения войны. От идеи «земского ополчения» решили отказаться, чтобы не вызвать смуту в тылу. Осталась только добровольная милиция – конная и пешая, которую аристократы набирали из дворян и их людей.
Пока шли приготовления к новой кампании, из Персии пришло тревожное известие. В Тегеране была перебита русская миссия во главе с Александром Грибоедовым. За этой диверсией стояла персидская «партия войны» и Англия. Запахло новой войной с Персидской державой. Однако шах помнил о недавнем сокрушительном поражении в войне с Россией 1826-1828 гг. и не решился пойти на новый вооруженный конфликт с Петербургом. Дело было улажено миром.
Весной 1829 года граф Эриванский смог выделить в действующий отряд из почти 50-тыс. Отдельного Кавказского корпуса около 17-18 тыс. человек (19 пехотных батальонов и 8 кавалерийских и казачьих полков) при 70 орудиях. Остальные войска должны были нести гарнизонную службу на Кавказской линии, защищать Грузию, Черноморское побережье, границу с Персией.
Оборона Ахалциха
Первыми перешли в наступление турецкие войска. Ахмад-бек спешил выполнить приказ султана и 20 февраля 20-тыс. османское войско (5 тыс. регулярной пехоты и 15 тыс. ополченцев) при 6 полевых орудиях горными перевалами вышло Ахалциху. Русский гарнизон крепости насчитывал всего 1164 человека при 3 крепостных орудиях и 6 полевых пушках. Гарнизоном командовал генерал-майор Василий Осипович Бебутов (1791—1858).
Князь Василий Бебутов принадлежал к древнему армянскому аристократическому роду, который переселился в Грузию и занимал здесь важные должности наследственных правителей-меликов Тифлиса и егермейстеров грузинских царей. Василий Осипович учился в 1-м кадетском корпусе, в 1809 году был зачислен прапорщиком в Херсонский гренадёрский полк, дислоцированный в Грузии. Во время турецкой кампании 1806-1812 гг., будучи адъютантом генерала Тормасова, принял участие в ряде сражений с турками и схваток с горцами. Воевал во время отечественной войны 1812 года на северном направлении. В 1816 г. Бебутов снова вернулся в Закавказье и был назначен адъютантом при А. П. Ермолове. При Ермолове участвовал в двух дагестанских экспедициях при покорении Кази-Кумыхского ханства. В 1821 году Бебутов назначен командиром Мингрельского егерского полка, в 1825 году —- 2-й бригады 22-й пехотной дивизии и управляющим Имеретией. В кампании 1828 года отличился в Ахалцыском сражении и штурме Ахылцыха. За этот штурм отмечен золотой с бриллиантами шпагой. Бебутов был назначен начальником Ахалцыхского пашалыка.
Василий Осипович Бебутов.
Благодаря энергии Бебутова и храбрости войск ночной штурм крепости был отражен. Османы, раздраженные неудачей, врезали христианское население предместий, которое было благосклонно к русским. Положение Ахалцыхской крепости, несмотря на первый успех, было тяжелым. Турецкое командование организовало осаду, которая продолжалась до 4 марта. Турки вели обстрел крепости и пытались лишить её воды. Кроме того, Ахмед-бек прикрылся со стороны Боржомского ущелья 3-тыс. отрядом. Турки смогли перехватить гонцов в Тифлис, и русское командование не сразу узнало об осаде.
Все предложения османов о капитуляции русский гарнизон отверг. 4 марта, когда на помощь защитникам Ахалцыхской крепости подошел отряд полковника Бурцева, который переправившись через Куру, смог обойти турецкие заслоны, гарнизон сделал внезапную вылазку. Осада была снята, противник бежал. Преследуя разбежавшегося неприятеля, Бебутов успел отбить два орудия и два знамени.
Почти одновременно провалилась атака трапезундского паши. Трапезунтский паша с 8-тыс. отрядом двинулся в Гурию, но был разбит при урочище Лимани, около Николаевской крепости отрядом генерал-майора Гессе. На Гурию османы возлагали большие надежды. Перешедший на сторону Турции гурийский князь Мачутадзе обещал поднять местных жителей против русских.
 -
Напоминаю вам начало серии:
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |