
 -
Многие помнят эти строки ?
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее —-самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что ж поделаешь: где лук, там и слезы. Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге чуть побольше ящичка для огородной рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы, ворчали:
«-Фу, как несет луком!»- —- и приказывали кучеру ехать быстрее. () -
После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационно

 -
| Плетет он стулья, Чтоб вы сидели, А сам сидит он на панели. |
Кто делает автомобили,
Бредет по улицам пешком.
А те, что вам ботинки шили,
Частенько ходят босиком.
Порой у пчел нет меда в улье,
У земледельца нет земли,
А человек, плетущий стулья,
Сам на земле сидит в пыли.
 -
Его стихи не были похожи на плохо изготовленные политические агитки, они завоевывали сердца юных и взрослых читателей своей искренностью. Его произведения и сегодня вызывают чувство солидарности с угнетенными всего мира:
 -
| Чиччо в подвале живет, у помойки, Спит на скрипучей, расшатанной койке. Стол хромоногий да табурет - Больше в подвале мебели нет…- |
…-В темном подвале со стенки всегда
Медленной струйкой стекает вода.
Мокрую стенку потрогает мальчик
И пососет свой измазанный пальчик.
 -
Он ставил перед детьми взрослые проблемы.
 -
| Ходят и ваши родители в класс. Школа у них потрудней, чем у вас. |
Нет в этой школе халатов и парт,
Классной доски и развешанных карт.
Трудятся взрослые, чуть ли не плача.
Взрослым дается такая задача:
Вычесть из каждой получки убогой
Стол и квартиру и моря немного.
Дальше из той же убогой зарплаты
Вычесть подметки, набойки, заплаты.
А на придачу
Дают педагоги
Взрослым задачу:
- Добавьте налоги!
 -
Ни один порок капитализма не оставался без его внимания. Вот такой «-привет»- американским расистам передавал Родари:
 -
| Тебе, курчавый мальчуган, Я шлю привет за океан. |
У белых на ярмарке нынче веселье -
Люди катаются на карусели,
Круглой, блестящей, на солнце похожей.
Дети на каждом луче золотом,
Не уставая, летают кругом.
Ты на луче покружился бы тоже,
Да не пускают тебя: чернокожий.
Ты говоришь: —- Я родился в стране,
В этой стране, называемой Штатами.
Рос я под солнцем с другими ребятами.
Место в Америке дайте и мне!
 -
Писал он и о настоящей классовой борьбе, солидарности:
 -
| Мы почтальону Кричим вослед: - Куда ты гонишь Велосипед? |
- Через дорогу
В последний дом
К одной синьоре
Спешу с письмом.
- А что синьора
Прочтет в письме?
- «-Не жди к обеду -
Твой сын в тюрьме.
На гладкой, ровной
Стене завода
Я вывел мелом:
«-Мир и свобода»-.
Хоть здесь ошибки
Нет ни одной,
Меня в участок
Отвел конвой.
Красиво, ровно
Я вывел строчку,
Да позабыл я
Поставить точку.
Ты эту надпись
Скорей исправь:
Большую точку
В конце поставь!»-
 -
При этом его стихи не были проникнуты безнадегой и грустью. Родари никогда не забывал, для кого он писал свои произведения. Наравне с рассказами о бедняках он не упускал случая поиздеваться над хозяевами жизни:
 -
| - Эй, старичок «-Старье берем»-! Что ты несешь в мешке своем? |
- Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Несу министра без портфеля.
Он правил без году неделю
И призывал страну к войне…-
Он у меня на самом дне!
 -
Родари объяснял и показывал детворе не только то, что окружающие порядки несправедливы и ужасны, но и то, что борьба за лучший мир возможна и необходима:
 -
| - Где тут дежурный? —- Здесь я, синьоры! - Скоро ль отправится в Геную скорый? Верно, случилась В дороге беда? Иль изменилось У вас расписание? - Нет. Но пойдут через сутки —- не ранее - Все итальянские поезда. Красным сигнальным огнем семафоры Держат на месте товарный и скорый. - Что же, в Италии топлива нет, Иль неисправность пути виновата? - Да, —- заявляет дежурный в ответ. - Есть неисправность: плохая зарплата! Поезду нужен огонь и вода, А человеку —- питье и еда. Пусть не забудут об этом компании, Чтоб не срывалось у них расписание! |
 -
 -
| - Славный корабль, ожидающий в гавани, Много ли груза уносишь ты в плаванье? |
- Тысячу взять я могу пассажиров,
Уголь, бочонки соленого жира,
Несколько шлюпок и катер моторный
И капитана с трубою подзорной.
Быстро иду я, волну рассекая,
Из Коста-Рики до порта Китая.
Мне нипочем ураган и туман.
Только ласкает меня океан.
Если ж заставят меня на стоянке
Взять огнеметы, и бомбы, и танки, -
Кану я с грузом своим заодно
К рыбам, на дно!
 -
Свое представление о достоинстве рабочих людей он выразил в знакомых всем с детства стихах «-Чем пахнут ремесла?»- и «-Какого цвета ремесла?»-
 -
| «-У каждого дела |
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
«-
 -
Ну, а стихотворение «-Слово «-плакать»-»- смело можно назвать «-Манифестом коммунистическо
Когда-нибудь люди счастливыми будут,
Забудут про слезы на свете.
И, может быть, дети
На книжных страницах,
В старинных журналах,
Давно обветшалых,
Найдут это слово забытое —- «-плакать»-
И спросят наставницу хором:
- Синьора!
Что это значит
«-Плачет»-?
Поправит наставница пряди
Волос белоснежно-седы
И детям
Ответит,
С улыбкою глядя
Сквозь стекла очков золотых.
А дети ответа ее не поймут
И дома, -
Могу вам ручаться, -
Глаза свои репчатым луком натрут,
Но будут сквозь слезы
Смеяться.
И вот беззаботных, веселых детей,
Задавших мудреный вопрос,
Ведут на экскурсию в мрачный музей,
В старинный музей
Слез.
Музей грустноват, но не слишком -
Зачем же грустить ребятишкам?
К тому же, по счастью, вчерашняя боль
Гораздо слабей настоящей.
Вчерашние слезы утратили соль
И нынче нам кажутся слаще.
- Ну что же, давайте музей оглядим, -
Наставница скажет ребятам своим. -
Над сыном, продрогшим в морозы.
Вот слезы старухи, лишенной угла.
А тут —- безработного слезы.
Вот слезы мальчишки, что насмерть избит
За то лишь, что он чернокожий, -
Хоть, кажется, слезы на вкус и на вид
У белых и черных похожи…-
Тут дети прервут этот грустный рассказ:
- Синьора! Ведь это же больно!
Он плакал?
- Нет, всхлипнул один только раз
И тут же поклялся: «-Довольно!»-
Так дети счастливые
Будущих дней
Узнают про слезы
Вчерашних детей,
О детях в холодных
Подвалах и хижинах,
О детях голодных,
Бесправных, обиженных.
И скажет наставница:
- Слезы текли,
И море соленое смыло с земли
Ударом последнего вала
Преграду, что счастью мешала.
Давайте вспомним еще что нибудь интересного литературного, ну вот например

| « Ноябрь 2025 » | ||||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | |||||
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
| 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |