Для начала я вам напомню, как мы обсуждали
В 1943 году американские войска впервые увидели результаты работы немецких путевых разрушителей Haken. Эта техника оставляла после себя изогнутые рельсы и разломанные шпалы, из-за чего наступающим войскам приходилось тратить время на ремонт дороги и только потом использовать ее в своих интересах. Несмотря на простоту конструкции, немецкие путеразрушители имели высокую эффективность и заинтересовали американцев. Уже после окончания войны Пентагон заказал разработку подобной техники.
Заинтересовавшись немецкими разработками, Инженерный корпус армии США в конце сороковых годов пожелал получить новую систему для разрушения железнодорожных путей. Военные собирались заказать самоходную машину с набором специального оборудования, предназначенного для приведения в негодность рельсов и шпал. Перспективный путеразрушитель должен был наносить полотну максимально возможные повреждения, исключая любую возможность ремонта дороги с использованием сохранившихся деталей.
Вскоре за выполнение заказа Инженерного корпуса взялась компания Sperry Products Company, известная своими разработками в разных областях военной техники. Учтя требования военных, специалисты компании предложили более чем оригинальный и необычный проект. Предложенная машина получила название M46 Rapid Railway Destructor («Скоростной разрушитель железных дорог»). За счет предлагаемого к использованию оборудования она должна была достаточно быстро разрушать железнодорожный путь, нанося критические повреждения всем его элементам. Для увеличения воздействия на рельсы и шпалы предлагалось использовать довольно смелую идею.
 -
 -
Требуемую мобильность новой инженерной машины планировалось обеспечить за счет самоходного шасси. В качестве основы для «Скоростного разрушителя» было выбрано гусеничное шасси среднего танка M46 Patton. В конце сороковых годов танки этого типа пошли в серию, что позволяло строить достаточное количество специальной техники на их базе. Индекс танка M46 стал частью названия перспективного путеразрушителя.
Средний танк M46 Patton был разработан во второй половине сороковых годов и предназначался для замены имеющейся в войсках техники. Машина с боевой массой 44 т имела броню с максимальной толщиной 102 мм и оснащалась нарезной пушкой M3A1 калибра 90 мм. В дальнейшем на базе танка M46 были созданы более совершенные M47 и M48, в течение длительного времени являвшиеся основными танками США и некоторых других стран.
В кормовом моторно-трансмиссионном отделении танка M46 размещался турбированный бензиновый двигатель Continental AV-1790-5A с жидкостным охлаждением. Двигатель мощностью 810 л.с. был сопряжен с трансмиссией General Motors CD-850. Ходовая часть танка имела по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ведущие колеса располагались в корме, направляющие – в передней части корпуса.
Удельная мощность танка составляла 18,4 л.с. на тонну, что позволяло обеспечить приемлемую подвижность. Скорость на шоссе достигала 48 км/ч, топлива хватало на 130 км марша. В дальнейшем, за счет увеличения емкости баков и использования более совершенных двигателей, удалось в определенной мере увеличить запас хода.
Проект M46 Rapid Railway Destructor подразумевал серьезное переоборудование танка. Базовая боевая машина лишилась башни, вместо которой предлагалось устанавливать специальный модуль с набором необходимого оборудования. Внешне этот модуль напоминал металлический ящик шириной с шасси. Длина модуля превышала длину шасси на несколько метров. Это было связано с рядом особенностей предполагаемой методики работы. Есть основания полагать, что модуль не закреплялся жестко, а мог качаться на своих креплениях. В таком случае он мог перемещаться в верхнее (транспортное) или нижнее (рабочее) положение.
Передняя часть модуля была выполнена в виде широкого приемного лотка. Лоток U-образной формы имел выдающуюся вперед нижнюю часть и треугольные боковые стенки. Передний лоток предназначался для приема рельсов и шпал во время работы. После лотка они попадали в центральную часть модуля, где производились основные разрушения. В средней части модуля находились шесть пулеметов Browning M2HB калибра 12,7 мм с ящиками для боекомплекта. В кормовой части модуля имелся еще один объем для нанесения повреждений, под которым располагался лоток для выброса деревянных обломков шпал. Деформированные рельсы выводились через два окна в задней стенке и придерживались специальными горизонтальными роликами.
Модуль со специальным оборудованием не имел крыши в передней и средней частях. Кормовая, в свою очередь, оснащалась крышей с фигурными окнами. Для защиты оператора и внутренних механизмов от внешних воздействий на передней части модуля предусматривался каркас для текстильного тента.
Главным фактором, благодаря которому система M46 Rapid Railway Destructor осталась в истории, является более чем оригинальный способ разрушения железнодорожного пути. Предполагаемый способ работы выглядел следующим образом. Сначала расчет машины должен был разобрать стык рельсов и подготовить пути к уничтожению. Для этого к одной из шпал крепился трос лебедки, поле чего шпалу вместе с рельсами поднимали вверх и укладывали на приемный лоток основного модуля.
Во время работы при помощи нижней части приемный лоток отделял рельсы вместе со шпалами от гравийного балласта и подавал их внутрь, на механизмы разрушения. Для первичного повреждения деревянных и металлических деталей использовался набор валов, молотов и других агрегатов. Шпалы разбивались на куски и отрывались от рельсов.
В ходе своей работы все известные путеразрушители в той или иной мере деформировали рельсы. В проекте M46 Rapid Railway Destructor было решено использовать иной способ приведения рельсов в негодность. В средней части модуля со специальным оборудованием располагались шесть пулеметов Browning M2HB. Боекомплект этого оружия состоял только из патронов с бронебойными пулями. Ящики для патронных лент располагались на верхней части модуля, под тентом. Патроны подавались при помощи лент в гибких рукавах. Во время работы разрушителя пулеметы должны были стрелять по рельсам и шпалам. Как следствие, деревянные детали разбивались на куски, а в металлических образовывались отверстия или крупные сколы. Для удержания рельсов использовался набор роликов, расположенных рядом с пулеметами и за пределами кормового отсека модуля.
Обломки шпал с элементами крепежа выбрасывались через нижний кормовой лоток специального модуля. Рельсы с отверстиями и сколами выводились через два окна, оснащенные крупными роликами. Гильзы и пули выбрасывались наружу вместе с обломками бывшего железнодорожного пути.
Предлагаемый путевой разрушитель M46 Rapid Railway Destructor должен был управляться расчетом из нескольких человек. В их обязанности входило управление движением машины и контроль за работой модуля с агрегатами для уничтожения полотна. Во время работы рекомендовалось двигаться со скоростью не более 6 миль в час (около 9,6 км/ч). На такой скорости обеспечивалась максимальная производительность без потерь в качестве разрушения.
Самоходное шасси позволяло путеразрушителю прибыть к месту работы без использования дополнительного транспорта. Кроме того, в отличие советских или немецких систем аналогичного назначения, он не нуждался в паровозе-буксире и все операции мог выполнять самостоятельно. Таким образом, машина M46 Rapid Railway Destructor имела большие преимущества в мобильности перед всеми известными типами техники аналогичного назначения.
С точки зрения разрушения железнодорожного полотна предложенная машина представляла большой интерес. Во входной лоток поступала полноценная конструкция из рельсов и шпал, а из кормовых окон вылетали только обломки деревянных шпал и рельсы со сколами или отверстиями. Весь подобный «мусор» оставался прямо на месте бывшего пути и должен был в определенной мере затруднять работу железнодорожников противника.
В начале 1952 года компания «Сперри» построила один прототип перспективного путеразрушителя. В марте того же года машину испытали на одном из американских полигонов. Расчеты конструкторов подтвердились. Путевой разрушитель с легкостью «глотал» путь, перемалывал его детали и выбрасывал за собой. После прохождения машины на насыпи оставались только обломки, пригодные исключительно для утилизации.
За время испытаний машина M46 Rapid Railway Destructor перемолола несколько миль путей, построенных специально для тестов. Во время проверки было потрачено несколько десятков тысяч бронебойных крупнокалиберных патронов. Предложенный способ разрушения путей был признан пригодным для использования на практике. Тем не менее, перспективную машину не стали принимать на вооружение.
Точные причины отказа от «Скоростного разрушителя железных дорог» неизвестны. Можно предположить, что такое решение было связано с техническими, тактическими и иными особенностями эксплуатации предлагаемой машины. Так, при использовании шести пулеметов со скорострельностью на уровне 500 выстрелов в минуту (техническая скорострельность пулемета M2HB находится в пределах 450-600 выстрелов в минуту) общий расход боеприпасов должен был доходить до 50 патронов в секунду или 180 тыс. в час. Максимальная скорость движения во время работы при этом не превышала 6 миль в час. Расход патронов на уровне 30 тыс. штук на одну милю разрушенного пути могли счесть неприемлемо высоким.
Вторая проблема проекта была связана с сомнениями в его необходимости. Американская армия в начале пятидесятых годов могла позволить себе разрушать железные дороги при помощи взрывчатки, не прибегая к сложной специальной технике. Кроме того, в качестве основного театра военных действий, на котором должны были использоваться машины M46 Rapid Railway Destructor, рассматривалась Европа. Вполне возможно, что американцы планировали переложить «заботу» о железных дорогах на европейские страны, на территориях которых те располагались. В таком случае необходимость в строительстве специальной машины отсутствовала.
Сомнительное будущее и чрезмерное потребление боеприпасов, которое могло бы обрадовать только патронные заводы, поставили крест на интересном и оригинальном проекте. Путеразрушитель M46 Rapid Railway Destructor не стали принимать на вооружение. Единственный экземпляр вскоре был разобран. До нашего времени сохранились только несколько фотографий перспективной машины. В дальнейшем в США не предпринимались попытки создания подобной техники. Для разрушения железнодорожных путей теперь предлагалось использовать взрывчатые вещества и мины различных типов.
 -
источники
http://shusharmor.livejournal.com/
http://onesixthwarriors.com/
Hunnicutt R.T. A History of the American Main Battle Tank. Volume I, Patton. Navato, CA. Presidio Press, 1984
http://topwar.ru/78158-proekt-putevogo-razrushitelya-m46-rapid-railway-destructor-ssha.html
 -
Вот еще что я вам напомню по железнодорожной теме: вот например
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |